Когда больные животные притворяются здоровыми

Больные звери и птицы стараются вести себя как здоровые, если у них есть потомство и если они видят рядом с собой потенциального брачного партнёра или, наоборот, врага.

Мы часто стараемся выглядеть здоровее, чем мы есть на самом деле: например, чтобы не огорчать близких, или же чтобы шеф не счёл нас бесполезным работником, который только и делает, что болеет, или же просто чтобы не дать повод к злорадству со стороны недоброжелателей. Но стремление скрывать свои болезни свойственно не только людям, но и животным, от птиц до обезьян. И так же, как у нас, у них это зависит от социальной ситуации, в которой они находятся, причём социальные ситуации у нас и у них оказываются буквально те же самые.

В присутствии потенциального партнёра зебровые амадины стараются выглядеть прилично. (Фото maureen goninan / Flickr.com.)

Обычно, когда животное болеет, оно меньше ест, меньше пьёт, меньше активничает и больше спит. Но, как пишет в Proceedings of the Royal Society B Патрисия Лопес (Patricia Lopes) из Университета Цюриха, в некоторых ситуациях птица или зверь ведут себя как ни в чём не бывало. Например, больные зебровые амадины ведут себя как здоровые, если рядом есть другие особи, особенно если среди них есть потенциальные брачные партнёры.

Другая причина, по которой больное животное старается выглядеть молодцом, – это присутствие неподалёку конкурента, способного захватить территорию. Понятно, что враг скорее начнёт атаку, если увидит хозяина в ослабленном состоянии, так что в интересах хозяина скрывать свой недуг. Наличие рядом врага или потенциального партнёра заставляет делать выбор: потратить энергию на то, чтобы прийти в себя, или же потратить её на размножение и на защиту территории (которая, опять же, может быть нужна для привлечения партнёра).

Наконец, больные животные ведут себя как здоровые, если у них есть потомство. Здесь уже дело в не том, чтобы детёныши или птенцы видели родителя здоровым – сам родитель должен прилагать максимум усилий, чтобы их выкормить. То есть опять возникает проблема выбора: позаботиться о потомстве или позаботиться о самом себе.

Исходная общая причина для того, чтобы выглядеть здоровым, – это ограниченность ресурсов. Можно предположить, например, что у видов с коллективной заботой о потомстве мать может позволить себе взять отпуск «по болезни», оставив детёныша на попечении своих кузин, бабушек и т. д. Но, если самка воспитывает потомство в одиночку или только в паре с самцом, то здесь уже личное благополучие будет принесено в жертву новому поколению. Тогда, кстати говоря, не совсем корректно говорить о том, что животное притворяется здоровым – оно действительно старается вести себя, как здоровое.

С практической точки зрения информация о таких особенностях поведения может помочь правильно оценить динамику инфекционных заболеваний. Болезни от диких животных часто переходят к животным домашним, а от них – к людям. О том, насколько распространена болезнь, можно судить по поведению птиц и зверей, однако тут необходимо учитывать, в каком социальном окружении мы их наблюдаем. Может быть так, что популяция насквозь больна, просто каждая особь старается перед другими делать вид, что с ней всё в порядке.