Студенческие болиды

Команда МВТУ им. Баумана ведет работу надо созданием автомобиля для участия в гонке «Формула Студент» 2014 года.

В 1976 году несколько команд американских университетов устроили для развлечения гонки на легких спортивных автомобилях, переделанных из газонокосилок. Эти соревнования дали начало инженерным соревнованиям «Формула Студент», в которых сегодня участвуют тысячи студентов из университетов многих стран мира, в том числе и России.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Идея соревнований, которые проводятся под эгидой авторитетной профессиональной организации «Сообщество автомобильных инженеров» (Society of Automotive Engineers, SAE, основано в 1905 году), – не только стимулировать техническое творчество студентов, но и дать им навыки выполнения всех функциональных обязанностей, необходимых для создания коммерчески привлекательного болида. В ходе подготовки к соревнованиям команда превращается в инжиниринговую мини-компанию, «сотрудники» которой должны найти финансы, помещение и оборудование, разработать и собрать автомобиль, подготовиться к защите конструкторской документации и бизнес-плана на мелкосерийное производство.  

Что касается испытаний самой машины, то они включают прохождение технической инспекции, динамические испытания и гонку на выносливость. Ежегодно в США и странах Европы на трассах «Формулы-1» проводится по несколько этапов этих соревнований, в каждом из которых определяются лучшие студенческие команды. В 2013 году больше всего российских команд – представители семи вузов Москвы, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода и Тюмени – приняли участие в этапе на трассе Риккардо Палетти в итальянском городе Варано де Мелегари.

Лучший результат среди команд из России в общем зачете показали студенты МАМИ (24 место в общем зачете). Однако самый мощный автомобиль удалось построить дебютантам соревнований, студентам МГТУ им. Баумана.  

Автомобиль «Bauman Racing Team» отличается конструкцией силовой установки, которая оборудована системой наддува, что позволило увеличить мощность на 30% и сделать двигатель одним из самых мощных среди представленных в Италии. Основой для анализа стал расчет рабочего процесса в цилиндре. Были проанализированы различные варианты организации наддува и компоновочные схемы, в итоге студенты добились плавной кривой момента и увеличения мощности двигателя на средних режимах работы двигателя. Наибольшую эффективность показал компрессор «Рутс» Eaton M45. Управление всей системой осуществляется блоком MoTeC M400. Результаты, полученные на диностенде – 102.3 л.с.

Еще одной особенностью болида стали уникальные для мировой практики рычаги подвески из углепластика, изготовленные по технологии намотки, что позволило избежать ненадёжного клеевого соединения и к тому же уменьшить вес автомобиля. Работу пилота удалось упростить благодаря пневматической системе переключения передач собственной разработки. Применены и другие уникальные для отечественной практики решения, например «плавающие» тормозные диски.  

Команде МГТУ им. Баумана удалось успешно пройти многие этапы соревнований, кроме финальной гонки на 22 км. Препятствием стал крутой поворот, в который болид не вписался ни на первом, ни на втором круге и в результате был снят с дистанции. Итог – 32 место в общем зачете.
По правилам соревнований «Формула Студент», команды обязаны каждый год выставлять новый автомобиль либо автомашину, на 60% состоящую из новых деталей. Бауманцы уже начали работу над новым автомобилем. Болид-ветеран используется для подготовки пилотов и отработки новых технических решений, например, тормозных дисков из других материалов.

Автор: Ирина Ильина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее