Генетическая паспортизация определит судьбу каждого

Кому чем заниматься, какую занять должность и от чего лечиться будут решать на основе генетического анализа.

Российская Академия наук совместно с Московским государственным университетом предложила программу изучения молекулярно-генетической природы индивидуальности человека. На недавно прошедшем заседании Президиума РАН директор Института биохимической физики им. Н.М. Эмануэля РАН доктор химических наук, профессор Сергей Варфоломеев представил соответствующий доклад.
Предрасположенность к различным заболеваниям, а также к тому или иному виду деятельности задана генетически. Как отметил профессор, «создание генетического и химико-энзимологического портрета человека позволяет прогнозировать и уменьшать риски сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, исследовать и предотвращать нейродегенеративные заболевания и процессы старения, анализировать нейро-физиологические особенности личности на молекулярном уровне».

Речь идет о том, что, изучив генетический портрет появившегося на свет человека, можно определить его склонность к тем или иным болезням, возможную неадекватную (видимо, аллергическую) реакцию на те или иные лекарства и склонность к той или иной деятельности. Последнее, как считает ученый, можно выявлять на основе изучения молекулярного полиморфизма (структурного и химического разнообразия тех или иных молекул) центральной нервной системы человека.

Реализация подобной программы приведет, по мнению ее разработчиков, к качественному скачку развития многих направлений медицины и созданию новых, в том числе, индивидуальной медицины. Выполнение проекта станет первым этапом генетической паспортизации населения России, т.е. заложит основу для однозначной идентификации личности.

Сергей Варфоломеев отметил, что все необходимые предпосылки для выполнения проекта, т.е. фундамент, уже имеются – это проведенное к настоящему времени определение полной последовательности геномной ДНК человека, развитие необходимых методов исследования (масс-спектрометрии, ферментных и сенсорных аналитических технологий).

Предполагается, что в ходе выполнения программы будут разработаны высокопроизводительные и унифицированные методы анализа полиморфизма ДНК, белков, ферментов, пригодные для проведения массовых обследований.

Внедрение обсуждаемой технологии (с учетом развития генной терапии) «будет способствовать качественному улучшению генофонда страны». Другим социальным следствием проекта, как считают его авторы, будет создание основы для разработки «системы профориентации, основанной на объективной оценке способностей человека к той или иной сфере деятельности». (Будет ли эта система учитывать желание человека заниматься тем или иным делом, осталось неясным).

В качестве прямого практического результата проекта профессор Варфоломеев назвал «осуществление по направлению врача и желанию пациента бесплатного молекулярно-генетического обследования сотрудников Российской академии наук и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова».
Видимо, таким образом предполагается отметить вклад РАН и МГУ в будущие исследования.

В ходе обсуждения доклада выяснилось, что его результаты понадобятся не только медикам и биологам, но и историкам, этнографам (для изучения происхождения человека) и специалистам в области наук о Земле (для изучения вопросов эволюции различных биологических объектов).
Вице-президент РАН академик Николай Платэ отметил возможные отрицательные эффекты реализации предлагаемого проекта. По его мнению, наша система медицины может не выдержать знаний о возможном развитии определенных болезней, кроме того, «могут возникнуть сложности с назначением людей на высокие должности».
Также «нужно учитывать, что в российском сообществе есть определенные гены, не встречающиеся в других регионах мира – учет этого очень важен для сохранения здоровья населения различных областей нашей страны». О каких уникальных российских генах шла речь и как это надо учитывать, осталось неясным.

- Тем не менее, в целом программа, безусловно, будет хорошим примером развития междисциплинарных исследований, интеграции науки и образования, - заключил академик Платэ.