Старейшему в мире сыру оказалось около трех с половиной тысяч лет

Сыр сохранился в погребениях пустыни Такла-Макан на северо-западе Китая.

Анализ странных кусочков, обнаруженных на мумиях из пустыни Такла-Макан (Китай), показал, что это сыр, древнейший из сохранившихся до сих пор: он датируется примерно 1615 годом до н.э. Об этом сообщает USA Today со ссылкой на автора исследования Андрея Шевченко, химика-аналитика из Института молекулярной клеточной биологии и генетики при обществе Макса Планка (Германия). Статья об открытии выйдет в следующем номере Journal of Archaeological Science.

Древнейший сыр найден на Некрополе №5 у Маленькой реки (Small River Cemetery Number 5), на северо-западе Китая. Памятник известен с 30-х годов XX века, он находится на вершине песчаной дюны на берегу ныне пересохшей реки. Здесь похоронены десятки людей бронзового века. Погребенные лежали в гробах, напоминающих лодки: они были выдолблены из дерева и обтянуты кожей.

Сыр, мумии и множество других предметов из органических материалов (фетровые шляпы, шерстяные накидки, кожаные сапоги и др.) сохранились благодаря сухому воздуху и солёной почве. В погребениях также были найдены семена растений, по ним памятник датировали 1450–1650 годами до н.э.

Родственники клали усопшим кусочки сыра на шею и грудь. С какой целью они это делали, точно сказать нельзя. Андрей Шевченко не исключает, что это могла быть загробная пища.

По словам химика, анализ показал, что сыр был сделан с помощью закваски из бактерий и дрожжей. Такая технология до сих пор используется для приготовления кефира и других кисломолочных продуктов. Столь ранняя дата применения «кефирной закваски» для изготовления сыра противоречит общепринятой точке зрения.

Большая часть сыра сегодня делается с применением сычужного фермента (реннина). Главный природный источник фермента — перетертые желудки молочных телят (в современной промышленности используются более гуманные методы). Ранее считалось, что первый в мире сыр был получен случайно – когда люди попытались держать молоко в мешках из желудков животных.

В отличие от этой технологии, «кефирный» метод не требовал убийства животных. Получавшийся сыр был дешёвым и простым в приготовлении, считает Андрей Шевченко. Кефир и кефирный сыр – продукты с низким содержанием лактозы, что делает их съедобным для жителей Азии с непереносимостью этого вида углеводов. Как известно, скотоводство зародилось на Ближнем Востоке. По мнению ученого, именно «кефирная» технология приготовления сыра способствовала распространению скотоводства по всей Азии.

Ранее признаки сыроделания были обнаружены в других регионах мира, рассказывает биоархеолог Оливер Крейг из Университета Йорка в Великобритании. В Польше известны фрагменты сита для изготовления сыра, которым более 7 тысяч лет. В Дании – горшки, в которых хранили масло или сыр. Однако сыр из пустыни Такла-Макан – рекордсмен по возрасту, соглашается Крейг. При этом биоархеолог осторожнее относится к заявлениям о технологи приготовлении сыра. По его словам, доказать роль «кефирного метода» будет трудно.

Источники: USA Today