Нас ждет невероятное будущее

Напечатайте себе куртку и идите в ней на работу. Какие новшества и изобретения ожидают нас в недалеком будущем?

«Я меняю правила игры!» - так называлось пленарное заседание, которое состоялось в рамках московского форума «Открытые инновации» и собрало руководителей крупных технологических компаний. На заседании им представилась возможность рассказать о своем опыте и порассуждать о том, какие новшества ожидают человечество.

Технологии, страсть и капитал

Наука и жизнь // Иллюстрации
Питер Диамандис.
Стивен Остерли.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Джеральд Шотман.
Михаил Погосян.
Наука и жизнь // Иллюстрации

В ближайшее время сочетание технологий, страсти и капитала позволит получить человечеству все, чего бы оно ни пожелало. Так считает Питер Диамандис – сооснователь и председатель Singularity University, а также основатель и гендиректор фонда Х-Prize. Через 10 лет компьютер сможет выполнять 1016 вычислений в секунду, предсказывает Питер. А через 25 лет за тысячу долларов можно будет купить компьютер, производительность которого будет равна умственным возможностям всего человечества. При этом заметьте: сегодня в мире нет глобальных войн – какими были Первая и Вторая мировые, – а ведь именно они стали двигателями технологического прогресса в ХХ веке. В наши дни этого не нужно: сейчас такими двигателями стали компьютеры. Они в значительной степени влияют на экономику: быстрые компьютеры создают компьютеры, которые еще быстрее, чем они сами.
«Мои коллеги говорят, что мы живем в самое мирное время за всю историю цивилизации, - говорит Питер Диамандис. – И это, без сомнения, заслуга технологий!». Через 100 лет жизнь станет еще лучше, уверен он. Благодаря технологиям человечество сможет снизить затраты на питание, топливо и иные блага.

П. Диамандис также коснулся и темы объемной печати. Уже сегодня печатают обувь, вероятно, через какое-то время таким образом будут изготавливать и одежду. И, возможно, однажды каждый из нас, имея дома 3D-принтер, сможет самостоятельно напечатать себе платье или пиджак и отправиться в нем на работу – это будет обычным делом. Другое перспективное, с точки зрения Питера Диамандиса, направление деятельности – запускать в космос корабли, которые смогли бы добывать полезные ископаемые с астероидов, находящихся ближе других к нашей планете. Да и сама Земля – своего рода супермаркет ресурсов. Главное – уметь их взять.

Врач в мобильном телефоне

Стивен Остерли, старший вице-президент по медицинским технологиям компании Medtronic, остановился на проблемах и перспективах медицины. «В мире существует большое неравенство, и для меня как врача особенно горько, что из-за этого неравенства многие земляне не могут получить доступ к медикаментам», - говорит Стивен. Он приводит удручающую цифру: из 7-миллиардного населения Земли 5 миллиардам необходимые лекарства недоступны. Недавно Стивен побывал в одной из больниц китайской провинции Сычуань. Его глазам предстала невеселая картина: люди приезжают в эту клинику из удаленных районов, чтобы попасть на прием к врачу хотя бы на несколько минут; в больнице оборудовано 8500 коек, однако их не хватает, в будущем планируется разместить здесь еще 4000 кроватей для больных. Вот и все здравоохранение. Однако, полагает Стивен Остерли, добавление новых мест и строительство больниц в корне ситуацию не изменит.

Но никто не будет спорить, что в мире сегодня очень распространена сотовая связь: уже в прошлом году мобильников было больше, чем людей. Это значит, что в теории все люди могут связываться друг с другом. И это подталкивает к мысли о том, что решать проблемы больных можно при помощи мобильных технологий. Это необязательно I-Phone – возможно, это будут другие телефоны или иные устройства. При этом, разумеется, надо обеспечить низкозатратность технологий, которые будут использованы.

Стивен Остерли привел несколько интересных фактов. Один из них – в прошлом году в США было потрачено 40 миллиардов долларов (!) на госпитализацию людей с сердечными приступами. Однако надо лишь научиться контролировать давление в легочной артерии – и приступов, и затрат на госпитализацию тогда можно будет избежать. Другой любопытный факт: у известного американского политика Дика Чейни установлен так называемый «водитель сердечного ритма», и в свое время Стив с коллегами работали над тем, чтобы уберечь это устройство от негативных воздействий при возможных хакерских атаках.

Что касается России, то, по мнению Стивена Остерли, ей для успешного инновационного развития не хватает гибкого венчурного капитала. А в целом у России в этой сфере есть такие же шансы, как и у других стран, считает он.

300 миллионов на 300 идей

Джеральд Шотман, исполнительный вице-президент по технологиям и инновациям Royal Dutch Shell, напомнил: миру требуется все больше энергии. К 2050 году ее совокупное потребление удвоится, в России же к 2035 году оно увеличится на четверть. При этом производимая и потребляемая энергия будет не только увеличиваться в объемах, но и становится более чистой, полагает Д. Шотман.
«Так уж заведено в мире, что далеко не все хорошие идеи доходят до рынка: кому-то не хватает денег, кому-то – связей, - сетует он. Чтобы хоть как-то изменить эту ситуацию, в прошлом году его компания вложила в поддержку 300 идей 300 миллионов евро. Одна из них – революционная технология добычи и производства сжиженного природного газа на шельфе: громадное судно производит все технологические операции, а потом разливает продукт по более маленьким судам, которые уже транспортируют его до места назначения. Технология не только нова, но и экологически безвредна, уверяет представитель Royal Dutch Shell. Также Джеральд Шотман сообщил, что в поисках новых технологий его компания работает с ведущими профильными университетами мира, среди которых, например, Технологический университет Бостона и Российский университет нефти и газа имени И.М.Губкина.

Измениться, чтобы стать успешным

Слово было предоставлено и Михаилу Погосяну, президенту ОАО «Объединенная авиастроительная компания», гендиректору компании «Сухой». Он сказал о том, что авиастроение – та отрасль, в которой даже лидеры не могут чувствовать себя уверенно, если не идут в ногу с инновациями. И основная задача, стоящая перед российским авиапромом, – меняться в соответствие с теми требованиями, которые предъявляет рынок. Двадцать лет назад Россия в целом и ее авиапром в частности пережили шок в связи с глобальным изменением модели развития. Та, прежняя модель, была связана с устойчивым внутренним рынком, выстроенной стабильной системой финансирования отрасли. Но в одночасье объемы производства упали, внутренний рынок «ушел». Пришлось меняться и авиационным производителям. «В определенных областях нам удалось добиться успеха, - говорит М.Погосян. – Это военное самолетостроение: сегодня мы занимаем здесь 15% рынка, являемся одним из мировых лидеров и уверенно себя чувствуем, потому что наши проекты реально инновационны и не уступают зарубежным аналогам».

В области гражданского авиастроения ситуация оказалась совершенно другой. Однако именно оно, а не военная авиация (как 30-40 лет назад) является сегодня технологическим лидером отрасли. И если ты нетвердо стоишь на ногах и неактивно участвуешь в производстве гражданской авиатехники, то в конце концов потеряешь свои позиции. «Нам нужно было отвечать на эти вызовы, и компания «Сухой», которая производила военную авиатехнику, чуть больше 10 лет назад приняла стратегию диверсификации и решила создать принципиально новый самолет регионального класса на базе самых современных технологий. Для этого было проделана большая работа», - рассказывает М. Погосян.

И, пожалуй, главное, что сделала компания, – это не производство нового хорошего самолета, а создание новой индустриальной модели развития всей отрасли. Без этого невозможно выйти на создание современных продуктов, которые были бы востребованы на мировом рынке. Задача, которая сегодня стоит перед «Сухим» и другими фирмами, входящими в Объединенную авиастроительную компанию, - каждые 5 лет увеличивать объемы производства более, чем в два раза. Такую динамику сегодня не имеет ни один авиапроизводитель в мире. Компания планирует сосредоточиться на четырех сегментах рынка: военная, гражданская, транспортная и специальная авиация. В основе этого лежат так называемые межпрограммные центры компетенции, которое должны аккумулировать инновации по отдельным направлениям деятельности: инновации по материалам, инновации по авионике, по системам управления, по двигателям и т.д. Также важна система финансирования перспективных направлений, в том числе с использованием больших объемов государственных средств. Ведь авиастроение – отрасль, отличающаяся от других отраслей промышленности: если в них частные инвестиции составляют более 80%, то в авиастроении – что в России, что в Штатах – доля госвложений имеет большую долю.

«Мы меняемся, чтобы интегрироваться в мировую авиационную промышленность, чтобы создать отрасль, которая станет аккумулятором и драйвером инноваций. Надо построить среду, которая позволит решать любые задачи в области авиастроения», - заключил Михаил Погосян.

Лейтмотив пленарного заседания «Я меняю правила игры!»: невозможно продолжать двигаться по накатанному пути, нельзя мыслить линейно, пора переходить к инновационным стратегиям развития. Будешь почивать на былых лаврах – окажешься в проигрыше.

Автор: Сергей Смирнов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее