Комета ISON – время наблюдений и исследования

Комета C/2012 S1 (ISON), открытая в сентябре 2012 года в обсерватории близ Кисловодска двумя отечественными астрономами-любителями,  продолжает с нарастающей скоростью движение по своей сильновытянутой траектории к центру нашей Солнечной системы.

Эта дальняя гостья, которая начала свое путешествие к Солнцу из кометного облака Оорта, расположенного на ее окраинах Солнечной системы,  представляет особый интерес. По мнению  астрофизиков, именно это небесное тело несет в себе первородную материю, что может  помочь объяснить, когда и как  образовалась наша Солнечная система. Интерес усиливается тем фактом, что комета  с момента  своего рождения (примерно 4,5 млрд лет тому назад) впервые попадает во внутренние и очень близкие к Солнцу области  Солнечной системы.

Расчетная траектория кометы ISON при близком пролете Солнца (сайт Гарвардского университета http://www.csc.eps.harvard.edu/2012S1/index.html)
Снимок кометы ISON (сделан орбитальным телескопом Spitzer в различных ИК диапазонах) – сайт НАСА. (на левом снимке виден хвост кометы из пыли, на правом снимке - шарообразное облако углекислого газа).

Фактически природа представила ученым уникальную возможность исследования естественного солнечного зонда, траектория которого пролегла с окраин Солнечной системы до областей, находящихся в непосредственной близости от поверхности нашего светила. (всего немногим более 1 млн. км).

С момента открытия определены, а затем и уточнены орбитальные параметры кометы ISON. Это позволило довольно точно установить основные этапы траекторного движения кометы в Солнечной системе.

В настоящее время комета находится между орбитами Марса и Юпитера на расстоянии около 370 млн км от Солнца и  более 500 млн км от Земли.

Ядро кометы ISON, по оценкам специалистов, представляет собой, огромный снежный ком диаметром около 5 км,  состоящий, из пыли и замерзших газов (воды, углекислого газа, аммиака, метана…). Этот своеобразней  смерзшийся «космический снежок» в процессе движения по траектории к нашему светилу  ежесуточно теряет   более 55 тыс. тонн своей массы – главным образом в виде космической пыли и истекающих газов с поверхности ядра.

Поскольку пришелица с окраин Солнечной системы находится пока на значительном расстоянии, ее истинный вес (как и плотность) не может быть достаточно точно определен и оценивается в довольно широком диапазоне от 3,2 млн до 3,2 млрд тонн.

По мере приближения к Солнцу ядро кометы C/2012 S1, получая все больше солнечного тепла, постепенно нагревается, что способствует более интенсивному выбросу газов.

Пока комета остается невидимой для наблюдения в бинокль, а тем более невооруженным глазом. Однако это станет возможным, если ядро кометы не разрушится при прохождении близких околосолнечных областей, в ноябре – декабре текущего года.

Вместе с тем наземные и орбитальные телескопы уже с момента ее открытия ведут наблюдения за этой космической пришелицей в оптическом и инфракрасном диапазоне.
Так, недавние наблюдения орбитального космического телескопа НАСА  Spitzer  зафиксировали довольно сильный выброс диоксида углерода.
Это отвечает предварительным оценкам прохождения кометой ISON так называемой «снеговой линии углекислого газа» - то есть такого положения кометы на траектории, когда получаемого от Солнца тепла уже достаточно для перехода замерзшего углекислого газа в газообразное состояние.

По оценкам специалистов дальнейшее сближение кометы с Солнцем даст более определенное представление о физико-химических  характеристиках кометы - ее составе, размерах, плотности…  Можно будет сделать также выводы и о последующей судьбе дальней космической пришелицы, возможности ее разрушения (или неразрушения) при пролете более близких околосолнечных областей.

В настоящее время заканчивается подготовка наземных и космических средств для наблюдений и исследования кометы, в том числе и группы марсианских приборов, находящихся на поверхности и в окрестности красной планеты. (Это и понятно - ведь именно с Марсом прогнозируется сближение ISON до 10 млн км.).

В частности, недавно поступило сообщение НАСА, что в конце августа 2013 года для этих целей планируется использовать научные приборные средства на борту марсианского орбитального зонда MRO (Mars Reconnaissance Orbiter) – камеру высокого разрешения HiRISE   и спектрометр CRISM.

Первую попытку наблюдения кометы с Марса предполагается предпринять уже скоро - 20 августа, когда комета будет находиться еще на значительном расстоянии – около 150 млн км  от Марса (обеспечиваемое разрешение снимков - 150 км на пиксель).

Период для более эффективных наблюдений наступит в конце сентября. С 29 сентября по 4 октября 2013 года комета ISON должна находиться от Марса на расстоянии около 10 млн км, что позволит получить снимки с более высоким разрешением –  до 10 км на пиксель. Вместе с этим планируется также проведение наблюдений с борта марсианского орбитального аппарата НАСА Mars Odyssey, а с поверхности планеты – с марсианских станций Curiosity  и Opportunity.

Кроме этого планируются наблюдения кометы в ближайшие месяцы многими наземными обсерваториями в различных странах мира, средствами наблюдения орбитального околоземного базирования.   Возможно также проведение серии наблюдений и исследования кометы ISON космонавтами с борта МКС – Международной космической станции.

Автор: Алексей Лабунский