Друг познается в зевоте

Собаки действительно могут сопереживать своим хозяевам, выяснили ученые, это не выдумки владельцев. А помогла установить истину... зевота.

Тереза Ромеро и ее коллеги из Университета Токио провели исследование на 25 домашних собаках старше одного года. Экспериментатор и хозяин поочередно подзывали собаку, смотрели ей в глаза и зевали, или делали вид, что зевают.  Оказалось, что вслед за хозяином собаки зевали гораздо чаще, а на имитацию зевоты реагировали реже, чем на настоящий зевок.

Авторы статьи полагают, что ответная зевота у собак является примитивной формой сопереживания и возникает, когда животное и зевающий человек эмоционально близки. Если выводы  окажутся верными, это  станет еще одним подтверждением особой поведенческой ориентации собак на их хозяев.

При чем тут зевота? Все знают, что она заразительна. Но по мнению ученых, мы чаще заражаемся зевотой от людей, которые нам не безразличны. Такая же реакция наблюдается у некоторых видов обезьян. В случае с собаками все еще удивительнее — собаки «заражаются» зевотой только от людей. Элайн Мэдсен, психолог из шведского университета Лунда, занимающаяся изучением зевоты, предположила, что заразительная зевота может говорить о групповом поведении. Таким образом, тот, кто «заражается», как бы говорит — «мы вместе».

Элизабетта Палаги, приматолог из итальянского Института когнитивных исследований и технологий, считает, что работа  ее японских коллег  — первый случай, когда ученые показали, что заразительность зевоты возникает между различными видами.  «Это может быть результатом длительного процесса одомашнивания»,  — предположила Палаги.

Заразительное зевание у животных возникает в двух случаях: как реакция на стресс  или в случае проявления зачатков эмпатии. Так как сердцебиение у собак в ходе эксперимента не менялось, ученые пришли к выводу, что результаты указывают скорее на вторую модель поведения.

«Наше исследование показывает, что ответное зевание у собак связано с эмоциями, как и у людей. Хотя наша работа не показывает, как именно это работает у собак, психологические показатели, измеренные во время исследования, дают нам возможность говорить о том, что это не связано со стрессом», — пояснила  Тереза Ромеро.

Несколько лет назад американские ученые выдвинули теорию, объясняющую, почему мы  вообще зеваем. По их мнению, зевота это способ регуляции температуры головного мозга. Исследование проводилось на волнистых попугайчиках — при повышении окружающей температуры птицы начинали зевать в два раза чаще.  Это оказалось верно и для людей: зевая, мы нагнетаем воздух в гайморовы пазухи, что помогает в некоторой степени снизить температуру головного мозга. Ученые предлагают и способ борьбы с зевотой — учащенное дыхание через нос или холодный компресс на лоб.

А есть животные, обладающие «иммунитетом» против зевоты. Например, красноногие черепахи: как ни пытались ученые вызвать у них «заразную» зевоту, ничего не вышло. Зато в 2011 году исследование получило «шнобелевскую» премию.

Работает ли это в обратную сторону, то есть можем ли мы заразиться зевотой от своей собаки? Пока непонятно. Но другое исследование, касающееся взаимоотношений людей и собак, возможно, ответило на вопрос, почему порой собакам мы сочувствуем больше, чем людям. Бостонские социологи провели простой эксперимент. Студентам предлагали прочесть совершенно одинаковые статьи о преступлении, где менялись только вид и возраст жертвы: годовалый ребенок, собака, взрослый человек или щенок.  Оказалось, что испытуемые больше сопереживали собакам, детям и щенкам, чем взрослым людям. Ученые считают, что
 мы считаем собак «большими» щенками или детьми, которые требуют заботы больше, чем взрослые люди.