Рука будущего: в Россию приехал человек-киборг

«Эта рука может примерно треть того, что и здоровая. Я не могу играть на пианино, зато могу одним пальцем поднять 40 килограмм и моя кисть поворачивается на 360 градусов. Но главное, что я теперь  снова могу улыбаться», — рассказывает человек-киборг о своей жизни.

Англичанин Найджел Экланд потерял правую руку в 2006 году, на производстве. Это очень сильно сказалось на его жизни, несмотря на то, что он от рождения левша. За шесть лет он сменил несколько протезов, но их возможности были ограничены.  В 2012 году  к протезисту Найджела обратились представители компании Bebionic с просьбой порекомендовать кого-то из пациентов для испытания новой модели протеза. Так бывший рабочий, считавший, что его жизнь почти кончена, в 53 года начал новую жизнь — человека-киборга и стал «лицом», а точнее рукой компании-производителя.

Киборги, то есть организмы, содержащие электронные или механические компоненты, перестали быть персонажами фантастических романов и фильмов. Даже находясь рядом с живым примером, поверить в это не так просто.  Сам «человек-киборг», как его любят называть СМИ, к современным технологиям относится без особого интереса — у него нет айфона, планшетника и даже аккаунтов в социальных сетях. Найджел говорит, что его образ жизни мало изменился после того, как он получил свой бионический протез. Хотя, наверное, немного лукавит — ведь теперь он знаменитость и объехал весь мир, демонстрируя свою уникальную руку. Несколько дней назад он впервые приехал в Россию, чтобы принять участие в «Geek-picnic» —прошедшем в  минувшие выходные в Санкт-Петербурге крупнейшем в Европе open air o науке и технологиях.  С другой стороны, пример Найджела, жителя небольшого британского городка Ройстона, прекрасно демонстрирует то, что бионические технологии разрабатываются не ради туманного будущего, а для реальной помощи людям. Найджел один из семи человек, которые сейчас тестируют протезы Bebionic перед тем как они смогут поступить в продажу. 

В быту благодаря новой руке Найджел самостоятелен   — может готовить, завязать шнурки, печатает на компьютере, водит машину, причем настолько уверенно, что даже не стал оформлять ее как инвалидную. Поначалу он опасался, что рука будет шокировать окружающих, но в итоге имитирующая кожу силиконовая перчатка, которую можно надеть поверх механизма, практически не используется. 

В месте контакта с культей — резиновая прокладка, которая плотно удерживает протез. Даже сильно потянув за кисть, сорвать протез не получится. Внутри два датчика, которые реагируют на сокращения мышц предплечья - так сигнал от мозга передается к протезу, то есть никаких усилий, чтобы управлять рукой, не требуется, все точно так же, как и со здоровой конечностью. Когда мышцы сокращаются, рука получает сигнал к действию. Для синхронизации движений, например, чтобы сжать руку в кулак, в каждом пальце есть отдельный моторчик. Но вот изменять положение пальцев по одному Найджел пока может только помогая себе здоровой рукой. Также есть несколько режимов работы, которые можно переключать путем изменения положения запястья и большого пальца неповрежденной руки.  Снимается, надевается и включается  протез за считанные секунды. Время от времени, как и любая техника, «рука Терминатора» проходит техосмотр и апгрейд программного обеспечения. Работает рука от аккумулятора, которого хватает на 24 часа. 

Модель протеза Найджела носит грозное название «Терминатор», но никакой суперсилы к протезу не прилагается. Не смотря на то, что он сделан из углерода и титана, вряд ли им можно нанести серьезное увечье или даже сильно ударить. В качестве демонстрации своих «боевых» возможностей, Найджел сжимает мою руку чуть выше запястья. По силе — как уверенное рукопожатие, не более того. Но это первое ощущение от контакта с кибер-пальцами удивительное: вот тот  момент, когда можно сказать, что будущее наступило. 

Будущее и настоящее в руках Найджела Экланда.
Так выглядела рука Терминатора в одноименно фильме.
А так выглядит настоящая кибер-рука Найджела Экланда.
Крепкое кибер-рукопожатие.
А так рука Найджела выглядит без протеза.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее