Отчаянные гонки генетиков за геномом мамонта

Cразу несколько международных групп ученых расшифровали часть генома мамонта. Все исследованные останки мамонтов – из Сибири, а результаты – разные.

46% генома мамонта, жившего около 29 тысяч лет назад, удалось воссоздать группе ученых из США, Канады и России. Останки мамонта были найдены в августе этого года на п-ве Таймыр, вблизи поселка Хатанга. Образец, отобранный для генетических исследований из нижней челюсти древнего млекопитающего, дал ошеломляющие результаты. Ранее считалось, что реконструкция наследственных признаков, локализованных в клеточном ядре клетки организма, вымершего примерно 10 тысяч лет назад, практически невозможна. И вот, нуклеотиды ядерных ДНК расшифрованы!

Хотя пока воссоздана лишь часть генома мамонта (его полная реконструкция займет около года), как сообщил корреспонденту «Науки и жизни» руководитель экспедиции с российской стороны Алексей Тихонов (Зоологический институт РАН, Санкт-Петербург), имеющихся данных в принципе достаточно для того, чтобы получить трансгенного слона с последовательностью нуклеотидов, идентичной геному мамонта.

Успех генетических исследований останков таймырского мамонта Алексей Тихонов связывает с тем, что «свежий» ископаемый материал был доставлен в лабораторию в замороженном состоянии. Ведь совсем незадолго до этого другая группа генетиков – из Германии (Институт Макса Планка, Лейпциг) сумела расшифровать лишь чуть более 5 тысяч нуклеотидов ДНК (да и то митохондриальных, а не ядерных!), что составляет доли процента генома. А успехи японских исследователей оказались еще скромнее — они определили чуть более 1 тысячи нуклеотидов. Как сообщил нашему корреспонденту участник российско-немецкой группы исследователей Геннадий Хлопачев (Кунсткамера, Санкт-Петербург), немецкие генетики из Института Макса Планка использовали материал 30-летней давности – из коллекции Кунсткамеры. Также и японские исследователи действовали «по-старинке», взяв старые образцы из новосибирских палеонтологических коллекций. Именно это, видимо, и послужило причиной их относительных неудач.

Исследователи считают, что работа по расшифровке части генома мамонта, сделанная американскими и канадскими учеными при участии российских биологов, позволит ответить на многие вопросы о путях и механизмах эволюции.

¬ Одно из важных достижений проведенной расшифровки состоит в том, что показана эффективность применения новой методики обработки древней ДНК. Это дает надежду, что мы сможем, используя этот же метод, расшифровать геном неандертальца, а значит выяснить, есть ли у него общие корни с современным человеком, - сказал Алексей Тихонов.