Челябинский метеорит оказался без возраста

Метеорит, упавший неподалёку от Челябинска 15 февраля 2013 года, отнесли к группе так называемых классических LL-хондритов.

Поисковая группа Института геохимии и аналитической химии им. В.И.Вернадского РАН (ГЕОХИ) отправилась в Челябинск за метеоритным материалом 19 февраля. Удалось найти чуть более трёх килограммов метеоритных осколков – все они небольшие, максимальный размер примерно 10 см в диаметре.

На протяжении двух недель в нескольких лабораториях института изучали собранный материал: его химический, изотопный и фазовый состав, морфологию и другие характеристики. Оказалось, что этот метеорит, когда-то оторвавшийся от своего родительского тела, скорее всего, от одного из астероидов, примерно 30 млн. лет назад дополнительно подвергся космическому удару, в ходе которого претерпел метаморфизм. Учёные считают, что вследствие этого удара метеорит приобрел выраженную трещиноватую структуру с проплавленными стекловидными прожилками.

При вхождении в земную атмосферу до 90% массы метеорита сгорает в её плотных слоях. Поэтому из 10 тыс. тонн, в которые астрономы оценивают массу метеорита «Челябинск», до Земли вряд ли долетело более 10%. Поскольку данное небесное тело характеризуется рыхлой структурой, то есть высокоразвитой поверхностью, его взаимодействие с атмосферой шло с выделением огромного количества энергии. Именно это обстоятельство, как предполагают в ГЕОХИ РАН, и вызвало наблюдавшееся яркое свечение небесного тела при вхождении в земную атмосферу и его распыление на мелкие осколки и пыль, разметавшиеся по площади размером примерно 100 – 150 км в длину и порядка 50 км в ширину.

Найденные фрагменты метеорита на две трети состоят из светлого материала – хондрита, испещрённого своеобразно развитыми трещинами, которые заполнены затвердевшим тёмным «ударным» расплавом: это и есть след удара, испытанного небесным телом задолго до встречи с Землей. Как показал анализ, мелкозернистый тёмный расплав содержит обломки минералов.

LL-хондриты относят к типичным каменным метеоритам из пояса астероидов. Буквы LL означают Low Iron и Low Metal, то есть низкое содержание железа и металлов вообще. Как правило, LL-хондриты содержат от 19% до 22% железа, причем лишь от 1% до 3% в металлической форме, а потому – слабо магнитны.

Как пояснил заведующий лабораторией космохимии Виктор Алексеевич Алексеев, хондриты – это древнейшая материя. Они формировались одновременно с Солнцем в виде сферических образований – хондр – 4,5 млрд. лет назад. То есть, эта материя существовала ещё до образования планет. Метеорит «Челябинск» исследователи отнесли к пятому петрологическому классу. Петрологические классы (от 1 до 7) отвечают разной степени дифференциации индивидуальных хондритов. Чем выше класс, тем хондры становятся всё менее дифференцированными.

В метеорите «Челябинск», как выяснилось, имеются радиоактивные изотопы, однако в столь ничтожном количестве, что, как пояснил Виктор Алексеев, «он излучает меньше, чем наши стены в домах или даже мы сами». Как сообщил директор ГЕОХИ РАН академик Эрик Михайлович Галимов, вся информация о метеорите «Челябинск» уже отправлена в Международную метеоритную комиссию для внесения его в Международный метеоритный каталог.

Фото И. Константинова