Олимпийские игры сквозь призму науки

Тема Олимпийских игр и Олимпийского движения в последнее время приобрела особенную популярность. И неудивительно: уже менее чем через год России принимать Зимнюю Олимпиаду в Сочи.

Тема Олимпийских игр и Олимпийского движения в последнее время приобрела особенную популярность. И неудивительно: уже менее чем через год России принимать Зимнюю Олимпиаду в Сочи.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Что же известно историкам об античных Олимпийских играх, которые стали прообразом игр современности?Об этом в ходе открытой лекции рассказал профессор РГГУ, доктор исторических наук Сергей Карпюк. Начал он с красивого сравнения. Древняя Греция, как правило, ассоциируется с мраморными колоннами, белыми скульптурами – таков образ классического искусства. Однако подобное представление превратно: известно, что древние греки свои сооружения и статуи расписывали и красили в цветные тона. Другое дело, что краска со временем облупилась, и мы видим культурные артефакты не такими, какими они создавались. То же самое и с Олимпийскими играми – до нас дошла не та традиция, которая была у древних греков. Хотя, безусловно, именно античные состязания дали рождение олимпиадам современности.

Впервые после многовекового перерыва Олимпийские игры были проведены в Афинах на средства греческого купца Заппаса в 1870 году. Правда, в это время шла Франко-прусская война – и соревнования остались без должного внимания. Следующей, более удачной попыткой воскресить Олимпиаду, явились игры, организованные знаменитым французским бароном Пьером де Кубертеном в 1896 году. Их основными принципами стали честная борьба, любительство и командный дух.

Однако нельзя сказать, что эти принципы присутствовали и в античных Олимпийских играх. В Древней Греции состязания назывались словом «агон». Это тяжелые, бескомпромиссные соревнования (агония - «сестра» агона). Но обо все по порядку.

Соревнования для повара

В «Илиаде» Гомера, древнейшем памятнике литературы, относимом примерно к 800 году до н.э., описываются состязания, которые устроил Ахилл по случаю смерти своего друга Патрокла. Победители получали награды в виде рабынь, скота, а также различных призовых сосудов и кубков – традиция вручения кубков существует и в наши дни.

Первое документально подтвержденное свидетельство об Олимпийских играх древности относится к 776 году до н.э. Проводились они в городе Олимпия (долина реки Алфей, область Элида), в северо-западной части Пелопоннеса. Олимпию нередко путают с Олимпом, горой, где жили боги Древней Греции. Но вблизи Олимпа Олимпийские игры, несмотря на очевидное созвучие, никогда не проводились. Историки предполагают, что на самом деле игры начались задолго до 776 года до н.э., примерно в XII-XIII веках до н.э. В то время проводился религиозный праздник в честь Зевса. Частью этого праздника были спортивные соревнования, например, бег на один стадий – дистанцию длиной около 200 метров. Некоторые источники утверждают, что греческий стадий – это длина стадиона в Олимпии, 192,27 м. Физическое определение этой единицы длины замысловато: стадий равняется расстоянию, которое человек проходит спокойным шагом за время от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда диск солнца целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам.

Участники забега должны были добежать до храма Зевса и зажечь в нем огонь. Первым победителем в этом виде спорта стал повар из Элиды.

Приз – венок из сельдерея

Различные спортивные состязания проводились в Древней Греции повсеместно – их было около 300. Как известно, Зимние Олимпийские игры 2014 года пройдут в Сочи. А в Древней Греции ближайшим к Сочи городом, где проводились соревнования, была Горгиппия – нынешняя Анапа. Территория, где сейчас находится современный Сочи, в те времена была непригодна для проживания – вплоть до XIX века, когда люди научились успешно бороться с малярией.

Несмотря на изобилие спортивных форумов, общегреческими считались четыре из них. Олимпийские игры были древнейшими и самыми престижными. Другие игрища появились позже, по-видимому, в начале VI века до н.э. Следующие по значимости – Пифийские игры. Они проводились в Дельфах и были посвящены Аполлону, покровителю Дельфов. Третьими играми были Истмийские, проходившие на Истмийском перешейке близ Коринфа и посвященные Посейдону. Замыкали «престижную четверку» Немейские игры в честь Зевса на северо-востоке Пелопоннеса.

Олимпийские и Пифийские игры разворачивались раз в 4 года, как современные зимние и летние Олимпиады, а Истмийские и Немейские игры – раз в два года. Наградами победителям становились венки: на Олимпийских играх – из листьев оливкового дерева, на Пифийских – из лавра, на Истмийских – из сосны, а на Немейских – из… сельдерея.

Старикам здесь не место

Древнегреческие Олимпийские игры проходили в первое полнолуние летнего солнцестояния – примерно в июле. Их программа включала бег на вышеупомянутый стадий; бег на два стадия (туда и обратно); бег на дистанцию от 7 до 24 стадиев (в разное время длина менялась); бег с оружием, преобразованный позже в бег со щитом; метание диска и копья; борьбу; бокс; панкратий (борьба+бокс, то есть своего рода бои без правил); прыжок в длину со снарядом в руках, а также гонки на колесницах, запряженных двумя или четырьмя лошадями, и скачки. Все греки умели плавать – это было как грамотность, и, может быть, поскольку это являлось умением обыденным, плавание в программу игр не входило.

Участников разделяли на три возрастные группы: подростки, юноши и взрослые. Стоит отметить, что средний возраст древних греков тогда составлял 26-28 лет. Однако многие доживали до преклонных лет – это можно проследить на примере знаменитых древнегреческих ученых. «Акмэ» – возрастом расцвета у мужчины – считались 40-42 года. Но в Олимпиадах участвовали, как правило, люди до 30 лет. Известен случай, когда немолодой участник игр покончил жизнь самоубийством, потому что понял: ему уже не выиграть – годы сильнее.

Только для мужчин

Побороться за победу могли только мужчины, женщин на стадион не допускали. Считается, что запрет этот, в частности, обусловлен принципом наготы. Дело в том, что, если на заре возникновения Олимпийских игр их участники соревновались в набедренных повязках, то впоследствии стали выступать обнаженными. К примеру, историк Нуфукедит пишет, что такие правила были введены незадолго до его времени – примерно в VI веке до н.э.

Впрочем, дискриминация по половому признаку в некоторых полисах отчасти компенсировалась. Особенно в дарийских: для женщин здесь устраивали отдельные соревнования, участвовать в которых могли незамужние девушки. Проходили они в другое время, нежели Олимпиады, и были посвящены супруге Зевса Гере.

И все же известны случаи, когда женщины на Олимпиаду умудрялись проникнуть. Одна из них – Калиопея с острова Родоса, дочь и мать олимпийских победителей. Несмотря на то, что за нарушение правил Олимпийских игр должно было следовать суровое наказание, Калиопею простили

Никакого командного духа

Это может показаться удивительным, но древние игры больше походят не на первые Олимпиады, возобновленные в конце XIX века, а на Олимпийские игры нашего времени. В них рано проявилась профессионализация. Судите сами: когда атлеты прибывали в Олимпию, они должны были поклясться, что до этого тренировались в течение года. А затем им давался еще один месяц тренировок – для окончательной подготовки к соревнованиям.

Быть таким профессионалом выходило довольно дорого. Спортсмены во время подготовки к играм включали в свой рацион большое количество мяса, которое стоило недешево и было роскошью. (В основном, греки питались рыбой, овощами и зерновыми).
Уже в Древней Греции появились люди, которые спонсировали и перекупали атлетов. Засвидетельствованы случаи подкупа соперников. Любопытно, что ни футбола, ни хоккея на траве, ни тем более волейбола с баскетболом у древних греков не было – вообще никаких командных видов спорта. Командный дух у эллинов совершенно не был развит.
Случались тяжелые травмы и гибель спортсменов на соревнованиях, особенно в таких видах спорта, как езда на колесницах (повороты на трассе были очень крутыми), панкратия и бокс.

Олимпионики и периодоники

Победитель в соревнованиях определялся только один. Никаких вторых, третьих и каких бы то ни было утешительных мест не присуждалось. Победителю, который именовался олимпиоником, доставались слава и почет. Олимпионик мог за свой счет или на чьи-нибудь деньги установить себе в Олимпии памятник. А в его родном полисе памятник устанавливали за счет города.

Особенно престижно было стать периодоником – атлетом, победившим во всех четырех крупных турнирах – Олимпийских, Пифийских, Истмийских и Немейских играх. Когда периодоник возвращался домой, в его полисе разбирали часть городской стены: если такой человек в городе, то и стены не нужны. Обычно выдающиеся олимпионики имели пожизненное право занимать почетные должности, бесплатно питаться и т.д. Если во время войны враги захватывали их в плен, то не казнили, чтобы не навлечь на себя гнев богов. В Спарте им предоставлялось право во время битв сражаться рядом с царем.

Считается, что за всю историю игр древности периодониками удалось стать 46 атлетам, некоторым – по нескольку раз. Одна из таких, как сказали бы в наше время, культовых фигур – борец Милон Кротонский, шестикратный периодоник. Также можно назвать боксера Диагора Родосского и его сына Дория, который был непревзойден в панкратии.
А для остальных участников состязаний, не сумевших победить, была уготована церемония позора и порицания. На тех, кто пытался избежать этой неприятной процедуры, налагали штраф.

И все же, несмотря на то, что на Олимпийских играх участники могли получить тяжелые увечья или даже погибнуть, а в случае проигрыша подвергнуться унизительной процедуре клеймения позором, Олимпиады античности были вполне гуманными. Для сравнения: нравы древних римлян гораздо более жестокими – они любили гладиаторские бои и травлю зверей. А поэтому неправильно, что знаменитый лозунг Олимпийских игр современности «Быстрее, выше, сильнее!» («Citius, аltius, fortius!») написан на латыни.

Читайте «Википедию»!

Олимпийские игры длились от одного до пяти дней и были значительным событием в жизни греческих полисов. Они объединяли в себе спорт, религию и торговлю, собирая по 40-60 тысяч человек – колоссальная цифра для тех времен! Люди общались, спорили, поэты читали свои стихи. На время Олимпиады часто находившиеся в состоянии войны греческие полисы заключали перемирие, правда, и нарушали его тоже нередко.

Кстати, – и это роднит соревнования древности и современности, – зрителям запрещалось проносить на стадион вино. На стене спортивного сооружения в Дельфах до сих сохранилась надпись о штрафе в 10 драхм за пронос вина. Для начала V века до н.э. – сумма крупная. Высшей точкой Олимпиады были гекатомбы – жертвоприношения Зевсу в виде 100 быков. Часть органов животных сжигалось, а остальное съедали.

Однако в 394 г. н.э., когда христианство уже было господствующей религией, византийский император Феодосий запретил Олимпийские игры, как пережиток язычества. После этого Олимпия пришла в упадок. В VI веке н.э. здесь произошло два сильных землетрясения, река Алфей изменила свое русло, и местность была занесена песком. До возрождения большого спортивного праздника оставалось полторы тысячи лет.

В заключение Сергей Карпюк порекомендовал тем, кто хочет расширить свои знания об Олимпийских играх античности, читать… «Википедию». Он признался, что перед лекцией изучил соответствующие ее разделы как на английском, так и на русском языках. По итогам этого лектор сделал вывод: качество информации и редактирования материала на сайте находится на весьма высоком уровне.

Фото автора.

1. Заставка лекции.
2. Сергей Карпюк.
3. Слушателям было предложено выразить свое мнение об античных Олимпийских играх.

Автор: Сергей Смирнов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее