Портреты обитателей Командорских островов выставлены в Калининграде

Выставка выдающегося художника-анималиста Вадима (Владимира) Смирина, посвященная 270-летию открытию Командорских островов из Санкт-Петербурга переехала в калининградский Музей Мирового океана.

Выставка, где представлены уникальные портреты зверей, выполненные с натуры выдающимся анималистом Смириным организована Центром охраны дикой природы в рамках проекта Программы развития ООН (ПРООН), Глобального экологического фонда (ГЭФ) и Министерства природных ресурсов и экологии России «Укрепление морских и прибрежных особо охраняемых природных территорий (ООПТ) России».

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Командорские острова были открыты во время Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга, экспедиции грандиозной и не имеющей аналогов в мировой истории. Потерпевшие кораблекрушение мореплаватели оказалась на безымянных тогда островах, названых позднее Командорскими в честь командора Беринга, который и похоронен на одноименном острове в море,  также названным в его честь.

Земля, которой достигли участники экспедиции, была суровой и скудной, но животный мир был невероятно разнообразен и именно благодаря обилию животных, люди смогли выжить. Многие из населявших острова животных ранее были неизвестны натуралистам,  и их описанием занялся биолог экспедиции Георг Стеллер. Среди описанных им видов – уже исчезнувшая Стеллерова корова, сивуч, северный морской котик, морская выдра. Информация о том, что на островах полным-полно пушных зверей – песцов, лисиц, каланов, морских котиков, привело в суровые воды Баренцева моря многочисленных охотников. В результате через несколько лет была убита последняя стеллерова корова, огромное, но беззащитное морское млекопитающее.

В наши дни на островах и в прибрежных водах создан Командорский заповедник - крупнейший в России морской резерват, охватывающий более 3 млн. га акватории и получивший в 2002 году  статус биосферного. Большинство видов занесено в Красную книгу.

Вадим Моисеевич Смирин попал на Командоры в ходе экспедиций 1973 и 1976 годов. Ему посчастливилось наблюдать за жизнью сивучей, северных морских котиков, антуров (островных тюленей), каланов и медновских песцов, запечатлеть их в карандаше и кисти. Эти рисунки  позволяют читателю не только узнать об образе жизни и поведении зверей, но и вместе с ним — художником и исследователем в одном лице — пережить встречу с животными Командор, стать заинтересованным наблюдателем их повседневной жизни, открывая для себя смысл и значение ее событий.

Увлечение анималистикой началось в детстве, когда маленький Вадим срисовывал животных из многотомника Альфреда Брема, Сетона-Томпсона и Формозова. Впервые попробовал нарисовать с натуры в Ташкенте, куда семья Смириных попала в эвакуацию во время Великой Отечественной войны. Там будущий ученый познакомился  со своим первым учителем — герпетологом и художником Борисом Владимировичем Пестинским, который руководил изостудией в ташкентском Дворце пионеров.

После окончания войны семья вернулась в Москву, Вадим Смирин поступил на биофак МГУ, параллельно не забывая занятия живописью в мастерской родоначальника советской анималистики Василия Алексеевича Ватагина.  Вслед за своим учителем  Смирин стал использовать метод, которым, впрочем, пользовались и многие другие анималисты. Суть его в том, что, наблюдая за животным, которое все время находится в движении, художник делает серию последовательных набросков, стараясь ухватить ту или иную позу. Постепенно весь лист покрывается рисунками: некоторые — это всего несколько линий, другие — с большим или меньшим числом прорисованных деталей. Фактически во время такого рисования художник изучает натуру, ее динамику. Так  у внимательного анималиста и формируется представление о реальном облике того или иного животного.

В  1967 году В. М. Смирин защитил диссертацию, посвященную структуре природных очагов чумы в Северных Кызылкумах. Тогда же, в середине 60-х годов он иллюстрирует Красную книгу СССР и РСФСР, энциклопедию «Жизнь животных», научные статьи, участвует в выставках анималистов, становится членом Союза художников СССР.
Вадим Моисеевич скончался в 1989 году, оставив после себя более 4 тысяч листов зарисовок животных с натуры, более 50 подготовленных к печати рисунков для задуманного им «Атлас млекопитающих СССР», который, по замыслу автора. Должен был включать в себя портреты почти 300 видов зверей.

Широкую известность получила написанная им совместно с братом Юрием, и, вышедшая, после смерти автора в 1991 году  книга “Звери в природе”. В книгу вошли очерки о работе авторов в различных регионах страны и несколько сотен оригинальных зарисовок Вадима Моисеевича Смирина, сделанных им во время экспедиционных работ. Несколько лет были изданы две книги с рисунками художника: «Портреты зверей Командорских островов» и «Портреты степных зверей Европы и северной Азии».  Большую часть книг составляют очерки, посвященные отдельным видам животных, выполненные профессиональными зоологами, многие из которых хорошо знали Вадима Моисеевича.

Книги и выставка, которая после Калининграда отправится по другим российским городам, призваны также привлечь внимание людей к анималистике.  Ведь именно животные стали первыми объектами для первых художников эпохи палеолита. На самых древних образцах наскальной живописи, обнаруженных в Европе в пещерах Шове (Франция) и Эль-Кастильо (Испания) возрастом 33 тысячи лет и 40 тысяч лет соответственно, изображены животные – носороги, тарпаны, медведи.  

В прошлом, описывая те или иные виды, натуралисты просто обязаны были владеть искусством рисования, ведь фотоаппаратов еще не было, а словесный портрет не заменяет изображения. Но и в наши дни, когда ученым доступна самая высококлассная техника,  зоологи очень ценят искусство анималистики. Рисунок,  выполненный ученым,  часто намного ценнее любой фотографии, а зарисовки с натуры это прекрасная возможность наблюдать за животными, получить бесценные сведения об их поведении.

«...Меня волнует неповторимая красота каждого вида, да и не только вида, но и отдельного животного, особенно когда его наблюдаешь в жизни, в действии», - писал Вадим Моисеевич о своей работе.

Иллюстрации:
1. В.М. Смирин. Новорожденный детеныш северного морского котика, о. Медный, 1976.
2. В.М. Смирин. Самка медновского песца. Остров Медный, 1976 г.  
3. В.М. Смирин
4. В.М. Смирин работой на Чукотке, 1977 год .
5. Командорские острова.

Автор: Юлия Смирнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее