Как нам построить Smart-общество?

В Москве обсудили вопросы формирования общества будущего.

Площадкой для обсуждения стал Международный образовательный форум «Мир на пути к Smart-обществу», который разворачивается в столичном выставочном центре «Крокус Экспо» 9 и 10 октября. По словам организаторов форума, он стал юбилейным, 100-м событием, посвященным вопросам становления Smart-общества. На форум зарегистрировалось рекордное число участников – 3500 человек, в то время, как первые подобные мероприятие собирали не более 30 участников. Форум включает 5 конференций и 25 тематических секций, в рамках которых выступают 200 докладчиков. География его обширна – здесь присутствуют специалисты из США и Южной Кореи, Европы и СНГ.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Все это, конечно, замечательно! Но что же такое Smart-общество? Думается, это понятие знакомо не всем нашим читателям. Итак, Smart – это новое качество общества, в котором совокупность использования подготовленными людьми новых технологий (то есть Smart-технологий) позволяет повысить качество жизни. По крайней мере, такое определение приведено на сайте МЭСИ – Московского университета экономики, статистики и информатики, где активно разрабатываются идеи, если можно так сказать, «смартизации» общества. Кстати, вышеназванное юбилейное событие совпало с круглой датой МЭСИ – вуз был основан в 1932 году и в этом году отмечает свое 80-летие.

Олег Смолин, первый зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ, считает, что на пути построения Smart-общества необходимо решить две задачи. Первая – суметь применить современные технологии. Вторая – применить их так, чтобы они служили в интересах общества и человека, а не против них. О.Смолин уверен: российские программисты, наряду с индийскими и южнокорейскими, – одни из самых успешных в мире. Однако индийские программисты приносят Индии больший доход, чем Россия получает от нефти. По аналогии российские вузы, в случае успешного продвижения отечественных образовательных проектов за рубежом, могли бы приносить стране больше, чем та же нефть.

Депутат напомнил, что в феврале 2012 года Президент России, тогда еще Дмитрий Медведев, подписал Федеральный Закон ФЗ №11, который расширил использования электронных средств обучения и дистанционных образовательных технологий. По мнению О.Смолина, благодаря этому закону Россия сможет войти в число тех стран, которые создадут у себя Smart-общество. Правда, пока ФЗ №11 не работает, сетует Олег Николаевич. И чтобы он заработал, нужно, в частности, сделать его частью большого закона об образовании. Чтение проекта такого закона планируется в Госдуме 16 октября, и с ним связывают большие надежды.

Что касается финансирования российского образования, в 2013 году по сравнению с 2012-м инвестиции вырастут на 3%, но эта победа локальна. Потому как уже в 2014 году по сравнению с 2012-м данный показатель снизится на 6%. В 2015 году объемы финансирования будет также на 2% ниже, чем в 2012-м году. То есть, с учетом инфляции расходы на образование через три года фактически уменьшатся по сравнению с сегодняшними на четверть. Такими темпами образовательный прорыв не совершить. Россия финансирует свое образование «со скрипом»: на это из бюджета выделяется 3,5% от ВВП, в то время как, например, в Бразилии – 10%. «Разумеется, сегодня российское образование лучше бразильского, – говорит О.Смолин, – но долго ли это продлится – ведь уровни финансирования налицо?». Он привел результаты исследований, проведенных зарубежными экспертами: из 28 исследованных стран российские профессора по уровню дохода занимают 27-е место. Комментарии излишни. «Вне всяких сомнений, люди с хорошим образованием богаче, здоровее, дольше живут, реже совершают преступления», – сказал депутат. И после паузы добавил: «Ну, разве что Smart-преступления…». В завершение он процитировал знаменитого русского критика Виссариона Белинского, который говорил, что есть много родов образования, но выше их всех стоит образование нравственное. И сегодня, несмотря на большие достижения цивилизации, приоритетным должен быть именно этот вид образования.

Николай Прянишников, президент компании «Майкрософт» в России, полагает, что бурное развитие компьютерных технологий имеет две стороны «медали». С одной стороны, дает все возрастающую возможность обработки колоссального объема данных, с другой – становится причиной угрозы всевозможных неприятностей: мошенничества, перегрузки различных систем, в числе которых и человеческий организм. Выход очевиден – правильное обучение населения в сфере технологий. На пути к Smart-обществу людей подстерегает три барьера: одни не могут найти работу, другие постоянно испытывают перегрузки и усталость; третьи, хотя и работают, не имеют возможности заниматься «своим» делом.

Именно поэтому «Майкрософт» запускает инициативу под названием Youth Spark, которая включает три блока: образование, трудоустройство и предпринимательскую деятельность. Блок «Образование» подразумевает, что надо учиться всему самому новому, потому что в сфере технологий то, что было два года назад, зачастую сегодня является безнадежно устаревшим. Для этого у компании есть IT-академия, центры инноваций в вузах, бесплатное программное обеспечение для студентов, совместная работа с образовательными учреждениями по разработке новых педагогических технологий. В части блока «Трудоустройство» «Майкрософт» имеет в России 100 центров «Твой курс», где обучают навыкам работы на компьютере людей всех возрастов, что облегчает им трудоустройство. Компания осуществляет содействие в карьере не только своим сотрудникам, но и работникам своих партнеров. В блоке «Предпринимательская деятельность» учтено, что потенциальную деловую жилку имеют многие, но далеко не всем могут ее реализовать. Именно поэтому важно научить людей, как делать из идеи проект, а из него, в свою очередь, – бизнес.

Вообще же, по мнению руководителя «Майкрософт» (Россия), основная задача на пути построения Smart-общества – при помощи бурно развивающихся технологий раскрыть таланты человека.

По словам Владимира Тихомирова, научного руководителя МЭСИ, «Smart является предметом размышлений людей по всему миру». Размышления эти вызывают праведный вопрос: «Развитие компьютерной техники и различных технологий идет очень быстро, однако что оно нам дает?». Ни в экономике, ни в социологии, ни в культуре значительных прорывов нет. Однако, надеется В.Тихомиров, скоро они должны случиться – в ближайшие лет десять. Дело в том, что ученые установили периоды, через которые менялась парадигма общества. Вначале общество было аграрным, через 700 лет оно стало индустриальным, а еще через 250 – информационным. Согласно прогнозам, через полвека своего существования оно переродится в Smart-общество. Между тем, создание общегосударственной автоматизированной системы было объявлено государственной задачей еще в 1970 году, и этот год можно считать годом наступления эры информационного общества. Нетрудно подсчитать, что с тех пор прошло 42 года. «Значит, если расчеты верны, – резюмирует В. Тихомиров, – через 8 лет мы должны стать Smart-обществом».

Для стран, где сформируется такое общество, Всемирный Банк определил прогнозную структуру национального богатства: только на 5% оно будет состоять из природных ресурсов, на 18% – из материального, производственного капитала, зато на 77% – из знаний и умений человека, которые станут по-настоящему ценными и будут определять будущее своего обладателя.

Каковы, по мнению эксперта, черты, присущие гражданину Smart-общества? Он учится сам на протяжении всей жизни (как тут не вспомнить знаменитое ленинское «Учиться, учиться и еще раз учиться»?!) и создает новые знания; разрабатывает инновации, формирует самозанятость и обеспечивает работой других; ищет вместе с властями решение актуальных проблем; создает условия для жизни своей семьи, соседей и соотечественников (Smart-город); становится гражданином мира.

Гость из Южной Кореи, Дэ-Джун Хван, генеральный секретарь Корейского совета по университетскому образованию, уверен, что вечные, нравственные, укоренившиеся ценности никогда не будут заменены чем-то другим. Так, некоторые едва ли не отождествляют понятия Smart-общества и Smart-технологий. Вместе с тем, вторые – лишь часть первого. И электронные средства обучения – не замена бумажным книгам, однако они позволяют использовать традиционные учебники более эффективно.

Интересную мысль высказал Александр Вильсон, глава Ассоциации некоммерческих образовательных организаций регионов. По его мнению, благодаря наступающему прогрессу компьютерных технологий лет через 5–8 30% работающих в Москве будут трудиться на дому, в том числе и чиновники, и депутаты. Это, с его точки зрения, безусловно, решит пресловутую проблему столичных пробок. Вместе с тем, нельзя подменять физическую реальность виртуальной, надо оберегать людей – и в особенности детей – от компьютерной и Интернет-зависимости. Это обратная сторона Smart-общества, с которой надо бороться.


Фото автора.

На фото:

1. Фото с сайта «Учимся читать» (http://www.phis.org.ru/42-uchimsya-chitat.html).

2. Торжественное открытие Международного образовательного форума «Мир на пути к Smart-обществу»: О.Смолин, В.Тихомиров и В.Каганов разрезают ленточку.

3. Таким должен быть гражданин Smart-общества.

4. Дэ-Джун Хван, генеральный секретарь Корейского совета по университетскому образованию.

5–9. Проекты, представленные на форуме.

Автор: Сергей Смирнов


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее