Google с нами: обзор самых интересных виртуальных открытий последних лет

Наступила «Эпоха виртуальных открытий». Не только ученые, но и любители находят на спутниковых картах и фотографиях, размещенных в сети, новые объекты.

Одно из последних открытий такого рода – новый вид малазийских златоглазок Semachrysa jade, который был обнаружен на снимках фотографа-любителя, размещенных в фотобазе Flickr.

Хок Пинг Гук (Hock Ping Guek) разместил фотографии неизвестного насекомого на своей странице и попросил помощи в определении вида.

Спустя некоторое время снимок попался на глаза калифорнийскому энтомологу, который заподозрил, что на фотографии может быть неизвестный до этого вид златоглазки из семейства сетчатокрылых (Neuroptera). Отличительной особенностью вида являются необычные пятна на крыльях. Насекомое обитает в тропических лесах, как и у других видов златоглазок, взрослые Semachrysa jade питаются пыльцой и нектаром, а личинки являются хищниками.

Для того чтобы подтвердить находку, энтомолог убедил автора снимков вернуться на то место, где был сделан снимок – в штат Селангор на западном побережье Малайского полуострова. Фотографу удалось сделать еще несколько снимков и поймать таинственную златоглазку. На основании этих данных энтомологи описали новый вид, получивший название Semachrysa jade. Описание вида было опубликовано в журнале ZooKeys летом этого года. Удачливый фотограф в публикации идет вторым автором.

Интересно, что после того как вид был описан, сотрудники Британского музея естественной истории обнаружили самку новой златоглазки в неизученных энтомологических коллекциях.

Другой пример. С тех пор как несколько лет назад стали доступны снимки Земли из космоса, современные Паганели сделали уже не одно открытие, сидя за компьютером.

Благодаря Google Earth ботаники нашли настоящий затерянный мир в горах Мозамбика. Исследователи из Королевского ботанического сада (Великобритания) изучая полученные со спутников изображения Земли, в 2005 году обнаружили в северной части Мозамбика неизвестный лесной массив площадью 27 квадратных миль. До этого, местность Мабу была известна лишь местным жителям, которые использовали леса в качестве укрытия во время гражданской войны 1975–1992 гг. Спустя три года после открытия ученым удалось собрать экспедицию, и в 2008 году нога белого человека в буквальном смысле впервые ступила на гору Мабу. Международная команда исследователей из Великобритании, Мозамбика, Малави, Танзании, Бельгии и Швейцарии открыла настоящий затерянный мир. Первая же экспедиция принесла биологам несколько десятков новых видов змей, растений, насекомых. Вот координаты затерянного мира Мабу для любопытных на карте Google Earth: 16 градусов 17 минут, 56 секунд южной широты и 36 градусов 23 мин 44 сек восточной долготы.

Еще одно потрясающее открытие, сделанное с помощью электронных карт, началось … со столешницы. Итальянские каменотесы, работая с известняком, который предназначался для изготовления обычных столешниц, обнаружили на камне следы костей. Камень попал в руки палеонтолога Джованни Биануччи из университета Пизы, который определил, что это могут быть останки древних китов, которые жили на территории Египта 40 миллионов лет назад, когда эта территория была покрыта океаном. К большому сожалению ученых, каменотесы не знали, откуда именно попал к ним камень с костями. Было известно, что месторождение находится где-то в окрестностях египетского города Шейх Фадль.

Тогда коллега Биануччи из из Мичиганского университета Филипп Джинджерич, которого тоже заинтересовала необычная находка сел за компьютер и принялся изучать карту Египта на Google Earth. Через некоторое время в 75 километрах от Шейх Фадля ученый обнаружил дорогу, ведущую к известняковому карьеру. Связавшись с египетскими коллегами, Джинджерич отправился уже в настоящую экспедицию. Но, увы, найти другие останки древних китов в огромном карьере, из которого ежедневно вывозились тонны известняка, ученому не удалось. Но Джинджерич обратил внимание на особую структуру грунта в стенах карьера. Перемежающиеся белые и красные полосы натолкнули исследователя на мысль, что в рыхлых слоях могут быть останки других животных. Красные слои грунта образовались на месте пещер, которые могли служить естественными ловушками для животных. Начав раскопки, Джинджерич с коллегами обнаружили множество костей летучих мышей, крыс и других млекопитающих, обитающих в этой местности 18–20 миллионов лет назад. Ученые пришли к выводу, что это место могло располагаться на пути, по которому животные мигрировали из Азии в Африку.

Если на вашей кухне есть каменная столешница, обратите внимание на естественный рисунок, кто знает, может быть, там затерялось очередное открытие (!).

Следующее виртуальное открытие было сделано у побережья Англии. Исследуя снимки побережья, археологи увидели древнюю ловушку для рыбы.

V-образное сооружение было обнаружено у берега одного из самых популярных курортов Англии в устье реки Тефи на побережье Уэльса. В вершине сложенного из камней конуса длиной около 300 метров находится отверстие, где предположительно располагались рыбацкие сети. Внешне и по принципу действия она напоминает рыбацкую снасть, именуемую в России – мордой, или мордушкой, только очень большого размера. Во время прилива рыба заплывала в ловушку, а когда море отступало, оказывалась «закрытой» в ней. За последнее время уровень моря стал выше, и ловушка оказалась на глубине порядка 4 метров. Но около 1000 лет назад такой способ ловли рыбы был настолько распространен в Британии, что в 1215 году «Великая хартия вольностей» запретила строительство таких сооружений в реках, однако морской промысел остался узаконенным.

«Это удивительное сооружение. Оно хорошо заметно на фотографиях из космоса, но когда вы находитесь в воде, сооружение ничем не отличается от естественного рифа, а, следовательно, не отпугивает рыбу», – прокомментировал находку доктор Отто Зиггу, дайвер, ихтиолог и преподаватель экологии колледжа Pembrokeshire.

Героями другого исследования на основе изучения карт стали… коровы. Группа исследователей из Германии и Чехии изучали фотографии пастбищ в различных регионах мира. В общей сложности они собрали информацию о 8510 коровах в 308 районах. Оказалось, что ориентация животных в пространстве носит неслучайный характер: большинство коров располагаются таким образом, что их тела ориентированы строго с севера на юг. При этом в полярных районах коровы выбирают направление на магнитный, а не на географический полюс, которые у Земли не совпадают. Удивительно, что этот факт оказался ранее никем не замеченным.

Но установив факт, что коровы обладают магниторецепцией, ученые пока не нашли ответ на вопрос: «Каким образом они это делают, а главное, почему?». Такая ориентация в пространстве не дает преимуществ: например, не обеспечивает лучший нагрев солнцем или защиту от ветра.

Вслед за коровами ученые обратили внимание на косуль. В общей сложности они проверили 2974 животных в 241 местах на территории Чешской республики. Оказалось, что косули также ориентируются при помощи магнитного поля.

В конце 2007 года профессор Ли Бергер из Университета Витватерсранда в Йоханнесбурге, Южная Африка решил с помощью Google Earth нанести на карту места возможных стоянок древних людей и определения мест, где возможно, располагались еще неизвестные древние стойбища наших предков в окрестностях Йоханнесбурга, в районе, который носит название «Колыбель человечества». За полгода работы таких вероятных стоянок набралось около полутысячи.

Летом 2008 года Бергер решил отправиться к обнаруженным им пещерам, чтобы исследовать их уже по-настоящему. В одной из вылазок в национальный парк Малапа к Бергеру присоединился его девятилетний сын Мэттью. Погнавшись за своей собакой, которую тоже взяли с собой, мальчик споткнулся и упал. А когда поднялся, у него в руках оказались кости, возраст которых позднее был определен в 2 миллиона лет. Так 9-летний мальчик сделал одно из величайших открытий в палеоантропологии за последние годы – Australopithecus sediba. Отцу тоже повезло – в нескольких метрах от находки сына он обнаружил еще ряд фрагментов костей. Впоследствии антропологи пришли к выводу, что данные останки принадлежат к виду, который стал промежуточным между австралопитеками и представителями рода Homo, а именно Homo habilis (Человек умелый).

В 2010 году описание нового вида было опубликовано в журнале Science. Профессор Берегер хотел включить своего сына в число соавторов, но рецензенты журнала, к сожалению, запретили это делать.

Еще одно археологическое открытие на спутниковых картах сделал итальянский программист. Лука Мори в 2005 году изучал карты местности в районе города Сорболо, близ Пармы. Внимание Мори привлекли таинственные овалы, напоминающие тени каких-то сооружений. Виртуальный археолог предположил, что возможно, это остатки древнеримского дома. О своей догадке Мори написал в Национальный археологический музей Пармы. Специалисты подтвердили находку. Сначала думали, что это деревня каменного века, но найденные обломки керамики указывали на то, что это древнеримская вилла.

Другое открытие сделанное итальянцами при помощи спутниковых карт – один из прекрасно сохранившихся метеоритных кратеров на Земле. Кратер Камил диаметром 45 м и глубиной 16 м был впервые обнаружен с помощью сервиса Google Earth в 2008 году итальянцем Винченцо де Микеле, бывшим куратором Миланского исторического музея в пустыне Сахара. Ученым под руководством Луиджи Фолко из университета Сиены также удалось найти этот кратер на спутниковых снимках 1972 года и провести исследование кратера в пустыне. В результате экспедиции к кратеру было найдено около 5 тыс. обломков железного метеорита общим весом 1,7 тонн. Согласно предварительным оценкам, вес метеорита составлял 5–10 тонн, ширина – 1,3 м, скорость, с которой он двигался – 12 875 км/ч. Граница кратера находится примерно на три метра ниже уровня моря.

Предполагается, что метеорит столкнулся с Землей около 5 тысяч лет. Еще одна особенность Камила состоит в том, что его окаймляют «лучи», образовавшиеся в результате выброса пород на поверхность после удара. Такие лучевые кратеры довольно редки на Земле, но часто встречаются на Марсе и Луне, поскольку из-за разреженной атмосферы там практически не происходит эрозии почвы. Координаты кратера Камил – 22o 01' 06" N 26o 05' 15" E.

На фото: 1 - златоглазка Semachrysa jade; 2 - спутниковая карта горы Мабу в Мозамбике; 3 - столешница со следами ископаемого кита; 4 - Мэтью Бергер с останками Australopithecus sediba; 5 - кратер Камил в пустыне Сахара.