Нейрохирурги предпочитают резать без ножа

Установка «Гамма-нож» для малоинвазивной радиохирургии будет продемонстрирована на Сибирском международном нейрохирургическом форуме.

Сибирский международный нейрохирургический форум, в котором принимают участие ведущие российские и зарубежные специалисты, начал свою работу в Новосибирске 18 июня 2012 года.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

На выставке медицинского оборудования для нейрохирургии, в рамках форума, ЗАО «МСМ-МЕДИМПЭКС» представит «Гамма-нож» (Leksell Gamma Knife (LGK) производства ELEKTA Ltd) – революционную радиохирургическую систему, в которой реализованы новейшие достижения медицинской радиологии, нейрохирургии и робототехники. Ножом эта установка называется весьма условно, поскольку вместо него используют 192 источника излучения кобальта-60, лучи которых сходятся в одной точке. В ряде ситуаций, например, при опухоли головного мозга, эти гамма-лучи могут заменить скальпель.

На сегодняшний день «Гамма-нож» – самый современный способ лечения доброкачественных и злокачественных опухолей, сосудистых патологий и функциональных нарушений деятельности мозга. Он позволяет с высокой точностью, без хирургического вмешательства разрушать новообразования головного мозга, опухоли головы и шеи. Свыше 700 тысяч пациентов во всем мире прошли лечение с применением этого аппарата. Благодаря своей надежности «Гамма-нож» признан «золотым стандартом» в стереотаксической радиохирургии.

До недавнего времени в России существовало только два частных центра «Гамма-нож» в Москве и Санкт-Петербурге. Осенью 2011 года известный шведский радиохирург Дан Лекселль, сын изобретателя установки Leksell Gamma Knife Perfexion, лично присутствовал при запуске «Гамма-ножа» в НИИ им. Н.Н. Бурденко, а журналистам продемонстрировали возможности установки, с помощью которой в их присутствии провели операцию жителю Мурманска Николаю Вилкову.

Следует сказать, что, естественно, у метода есть ограничения: размер опухоли не должен превышать 3,5 сантиметра в диаметре, важна ее локализация и форма, а также ряд других факторов. Перед операцией делают ЯМР-томограмму головного мозга (не ранее чем за сутки). Затем с помощью компьютерной программы прямо по томограмме планируют операцию, рассчитывая направление радиоактивных лучей и поглощаемую дозу радиоактивного излучения (не более 12 Грэй на поверхности опухоли). Такая доза не разрушает ткани мозга. Внутри опухоли, там, где лучи сойдутся, поглощённая доза будет в два раза выше – 24 Грэй. При 24 Грэй клетки опухоли «замирают» и постепенно гибнут. Причём скорость отмирания прямо зависит от скорости роста опухоли: злокачественная быстрорастущая опухоль «исчезает» также быстро, а доброкачественная, формировавшаяся много месяцев, – медленно. После операции пациентов наблюдают в течение нескольких месяцев амбулаторно, делая повторные томограммы. Операция с использованием установки «Гамма-нож» может длиться от 10–15 минут в лёгких случаях и до 9 часов при удалении множественных метастазов; пациент всё время находится в сознании, при желании во время процедуры ему даже могут включать музыку.

Как сообщила в октябре 2011 года на пресс-конференции в НИИ им. Н.Н. Бурденко директор центра «Гамма-нож» в Москве Инна Найшева, «такая операция обходится в 230 тысяч рублей, но бывают скидки до 15 процентов, например, часть расходов может оплатить фонд актрисы Чулпан Хаматовой «Подари жизнь». В США операция покрывается медицинской страховкой».

В этом году уникальный комплекс «Гамма-нож» был впервые установлен в рамках государственного заказа и в онкологическом центре города Ханты-Мансийска. Всего в мире примерно 300 таких установок, из них около 100 – в США, 50 – в Японии, 5 – в Германии. Одна установка позволяет оперировать до 1200 человек в год.

Председатель совета директоров ЗАО «МСМ-МЕДИМПЭКС», доктор медицинских наук, профессор Дмитрий Балалыкин уверен, что интерес к этому уникальному аппарату в России будет расти с каждым годом. «Мы будем прикладывать все усилия, чтобы сделать лечение с помощью «Гамма-ножа» доступным», – подчеркнул он.

Автор: Лариса Аксёнова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее