Толерантность как побочный эффект действия кардиопрепаратов

Некоторые сердечные препараты могут влиять на подсознательное отношение пациентов к различным антропологическим типам людей.

К таким выводам пришли британские ученые – сотрудники кафедры психиатрии, кафедры экспериментальной психологии и Центра по практической этике Оксфордского университета. Результаты исследования были недавно опубликованны в журнале Psychopharmacology.

Эксперимент заключался в следующем: 18 испытуемых принимали кардиопрепарат пропранолол, а контрольная группа, состоящая тоже из 18 человек, – плацебо. Участников тестировали с помощью стандартного косвенного теста на выявление психологических установок. Оказалось, что в группе принимающих пропранолол показатели «подсознательной расовой предвзятости» были существенно ниже, чем в контрольной. Однако явной расовой предвзятости среди представителей обеих групп выявлено не было.

Пропранолол – бета-блокатор, используемый для лечения заболеваний сердца, обладает способностью блокировать активацию периферической вегетативной нервной системы и участков головного мозга, ответственных за страх и эмоциональные реакции. Исследователи полагают, что пропранолол снижает «неявную расовую предвзятость», основанную на автоматическом неосознанном страхе, блокируя его.

Психолог-исследователь Сильвия Тербек, которая руководила коллективом ученых, выполнивших данную научную работу, считает, что полученные результаты дают новые данные о сложных процессах, происходящих в головном мозге, в результате которых формируется «неявная расовая предвзятость». «Неявная расовая предвзятость» может возникнуть даже у людей с искренней верой в равенство, поясняют британские ученые. Учитывая ключевую роль таких скрытых подсознательных чувств в дискриминации других этнических групп и широкое использование медицинской практике пропанолола, можно будет «использовать полученные данные в этнических интересах», считают исследователи. «Многие люди принимают лекарства, которые могут влиять на подсознательную предвзятость. Необходимы дополнительные исследования, которые выявят воздействие лекарственных средств на нервную систему, в частности на проявление моральных качеств людей», – считает Сильвия Тербек.

Профессор кафедры философии Оксфордского университета Джулиан Савулеску, соавтор данного исследования, полагает, что такие исследования дают привлекательную возможность модулировать «бессознательную расовую предвзятость» с помощью лекарств, но это «требует тщательного этического анализа». Сами ученые признают, что биологические исследования с целью сделать человека морально лучше – это темная история со многими неизвестными. Они понимают, что пропранолол не лекарство от расизма, что у этого лекарства есть серьезные побочные эффекты и противопоказания. «Но, учитывая, что многие люди уже используют такие препараты, как пропранолол, имеющие побочный «моральный» эффект, следует, по крайней мере, изучить, что это за эффект и как он проявляется», – считает Джулиан Савулеску.

Автор: Лариса Аксёнова