Аэроджип на мягкой подушке

По мысли автора изобретения, этот трехместный аппарат на воздушной подушке (АВП), движущийся на границе сред, можно построить в гаражных условиях.

Малый амфибийный «Аэроджип» – машина одномоторная, одновинтовая с распределённым воздушным потоком. Кресла пилота (водителя) и двух пассажиров расположены по Т-образной схеме. «Кроме улучшенных технических характеристик, АВП имеет ряд конструктивных особенностей и даже нововведений, повышающих её надёжность и живучесть, – рассказывает автор идеи инженер и предприниматель Михаил Ягубов. – И всё-таки амфибия – «птица» водоплавающая, потому что и над водой, и над землёй передвигается она по воздуху».

Конструкция «Аэроджипа» включает стеклопластиковый корпус, гибкое ограждение - «юбку», винтомоторную установку, пневмобаллон, состоящий из 80 сегментов. Корпус амфибии похож на корпус любого малого судна на воздушной подушке как по размерам, так и по конструкции. Он стеклопластиковый, двойной, объёмный, состоит из внутренней и наружной оболочек. Как отмечает конструктор, отверстия во внутренней оболочке расположены теперь не у верхней кромки бортов, а примерно посередине между ней и днищевой кромкой, что обеспечивает более быстрое и стабильное создание воздушной подушки.

Каждая оболочка выклеивается по матрице из двух-трёх слоёв стеклоткани (а днище – из четырёх слоёв) на полиэфирном связующем. Матрицы изготавливаются по мастер-модели из стекломатов на той же полиэфирной смоле. После высыхания матриц выклеиваются оболочки и более мелкие элементы: внутренняя и наружная оболочки диффузора, руль поворота, бензобак, кожух двигателя, ветроотбойник, тоннель и сиденье водителя.

Пространство между оболочками служит воздуховодом от кормы по обоим бортам к носу. Верхняя и нижняя части этого пространства заполняются строительным пенопластом, который обеспечивает оптимальное сечение воздушных каналов и дополнительную плавучесть. Куски пенопласта склеиваются между собой тем же полиэфирным связующим, а к оболочкам прикрепляются полосами стеклоткани, тоже пропитанной смолой. К днищу корпуса для защиты от повреждений приклеиваются снаружи пара продольных лыж из деревянных брусков, а в кормовой чисти кокпита (то есть изнутри) – подмоторная деревянная плита.

Баллон новой модели имеет чуть ли ни вдвое большее водоизмещение (350 – 370 кг), чем у стандартных АВП. Этого удалось добиться благодаря трёхсекционному надувному баллону из плёночного материала Vinyplan финского производства, который прошёл испытания на больших промышленных судах на воздушной подушке «Хиус», «Пегас» и «Марс». Для экономного раскроя материала баллон и разделён на три секции: две бортовые и кормовую. По верху приклеен «ликтрос» – полоса из сложенного вдвое материала Vinyplan 6545 «Арктик».

Мягкое эластичное ограждение аэроджипа (юбка) состоит из отдельных, но одинаковых элементов – сегментов, выкроенных и сшитых из плотной лёгкой водоотталкивающей ткани или плёночного материала. Сегменты имеют несколько меньший размер, чем на «безбаллонной» модели. Выкройка сегмента несложная, и сшить его можно самому даже вручную.

Винтомоторная установка состоит из двигателя, шестилопастого воздушного винта (вентилятора) и трансмиссии. Двигатель – РМЗ-500 (аналог Rotax 503) от снегохода «Тайга». Мотор двухтактный, с лепестковым впускным клапаном и принудительным воздушным охлаждением. Зарекомендовал себя как надёжный, достаточно мощный (около 52 л.с.) и не тяжёлый (около 37 кг), а главное – сравнительно недорогой агрегат. Топливо – бензин марки Аи-92 в смеси с маслом для двухтактных двигателей (например, отечественное МГД-14М). Средний расход топлива – 9 – 10 л/час.

Воздушный поток от шестилопастного винта распределён перегородкой в кольцевом канале на две неравные части (примерно 1:3). Меньшая его часть идёт под днище корпуса на создание воздушной подушки и поддержания «на весу» аппарата, а большая – на образование пропульсивной силы тяги для передвижения. Электрооборудование и приборы устанавливаются по усмотрению.

Управлять «Аэроджипом» легко с помощью аэродинамического руля направления. Машина тормозит посредством сброса газа. При этом пропадает воздушная подушка, и аппарат корпусом ложится на воду (или лыжами – на снег или грунт) и останавливается за счёт трения.

Амфибийный катер получил название «Рыбак-350». Он прошёл ходовые испытания на Волге: на слёте компании «Велход» в посёлке Эммаус под Тверью и в Нижнем Новгороде. Участвовал по просьбе Москомспорта в праздничных мероприятиях в Москве.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Юрий Егоров


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее