В Европе создают новую навигационную систему

Два спутника «Галилео», запущенные на орбиту Европейским космическим агентством, стали «первыми ласточками» мощной навигационной системы будущего.

Как уже сообщалось, 21 октября с космодрома Куру Европейского космического агентства (ЕSA) во Французской Гвиане на орбиту отправились спутники PFM (от англ. «proto flight model» – «первичная летающая модель») и FM2 (от англ. «flight model – 2» – «летающая модель – 2»). «Всего в рамках программы «Галилео» будет запущено 30 спутников, так что это только начало», – сообщил Йорг Хан, директор программы «Галилео» и руководитель навигационных проектов. Он подчеркнул, что «Галилео» – не конкурент американской GPS и российской ГЛОНАСС, а равноценная и совместимая с ними система. В ЕSA ожидают, что «Галилео» станет европейской спутниковой системой навигации, обеспечивающей высокоточное и надежное глобальное позиционирование под гражданским контролем.

Планируется, что «Галилео» будет обладать широким спектром функций, включая дополнительные услуги для авто-, железнодорожного, воздушного и морского транспорта, управление инфраструктурой и предприятиями общественного пользования, организацию сельскохозяйственной деятельности и отслеживание передвижения домашнего скота и даже предоставление электронных банковских услуг и осуществление электронной коммерции. Новая глобальная навигационная система будет играть ключевую роль в обеспечении работы государственных служб при проведении спасательных операций, охране правопорядка и урегулировании кризисных ситуаций. «Современная и независимая концепция системы «Галилео» укрепит технологическую независимость Европы и поможет разработать международные стандарты для глобальных навигационных спутниковых систем (GNSS)», – сказал Йорг Хан.

Проект «Галилео» назван в честь знаменитого итальянского астронома Галилео Галилея (1564-1642), который первым взглянул в космос через телескоп. Открытые им пять веков назад (1610 год) четыре крупнейших спутника Юпитера – Ио, Европа, Ганимед и Каллисто – сыграли бесценную роль в навигации той эпохи: их орбитальной движение служило своеобразным небесным ориентиром, видимым из всех уголков земного шара.

Программа «Галилео» включает в себя два базовых этапа. Первый из них, реализуемый сегодня, – этап так называемой «орбитальной валидации» (англ. «in-orbit validation», IOV), связанный в основном с испытаниями. В течение 90 дней после запуска спутники PFM и FM2, выведенные на орбиту, будут проверять на способность принимать сигнал с Земли и отсылать его в обратном направлении. В 2012 году к этим аппаратам присоединятся еще два. В помощь им будут также два экспериментальных спутника GIOVE-A и GIOVE-B, которые были запущены ЕSA с космодрома Байконур 28 декабря 2005 года и 27 апреля 2008 года. Второй этап – «полной эксплуатационной готовности» (англ. «full operating capacity», FOC) – разделен на две стадии. Первая придется на 2014-2015 годы, когда число спутников «Галилео» будет доведено до 18, а вторая – на 2018 год, когда состоится полное развертывание орбитальной группировки из 30 спутников. При этом 27 из них будут необходимы для полноценного функционирования глобальной навигационной системы «Галилео», а еще 3 – в качестве резерва.

Параллельно на Земле возведут обширную наземную инфраструктуру. Речь идет о двух центрах управления спутниками и двух центрах управления данными, пяти технических станциях и около 30 станциях приема данных (пока их всего 8). На создание первых 14 спутников и наземного сегмента Евросоюзом уже выделено 2,4 млрд евро. В следующий бюджетный период (после 2014 года) на проект планируется выделить еще 1,9 млрд евро.

Когда программа войдет в фазу полной эксплуатационной готовности, все спутники «Галилео» будут двигаться по орбите высотой 23222 км (или 29600,318 км от центра Земли), проходя один виток за 14 ч 4 мин. и 42 с, обеспечивая постоянное покрытие любой точки земного шара по крайней мере четырьмя аппаратами. Все спутники будут бороздить космическое пространство в трех орбитальных плоскостях, наклоненных под углом 56о к экватору, покрывая даже полярные районы Земли. Временная погрешность атомных часов, установленных на спутнике, составляет всего одну миллиардную долю секунды, а это значит, что соответствующая навигационная неточность не должна превышать 30 см. Каждый аппарат «Галилео» весит около 700 кг, его габариты со сложенными солнечными батареями составляют 3,02х1,58х1,59 м, а с развернутыми – 2,74х14,5х1,59 м, энергообеспечение равно 1420 Вт на солнце и 1355 Вт в тени. Расчетный срок эксплуатации спутника превышает 12 лет.

Первую пару спутников «Галилео» отправили на орбиту при помощи российской ракеты-носителя среднего класса «Союз», которая впервые в истории стартовала за пределами постсоветского пространства. Как сообщил Йорг Хан, «Союзы» будут использованы для расширения группировки системы «Галилео» и в дальнейшем – Европа уже оплатила следующие 6 запусков легендарной ракеты. В будущем ЕSA рассмотрит возможность и целесообразность применения для этих целей тяжелой европейской ракеты-носителя «Ариан» (франц. «Ariane»).

Автор: Сергей Смирнов