Полет к астероиду обойдется дороже

Группа европейских ученых считает, что воздействие на астероиды может оказаться сложнее, чем думали раньше.

В Европейском космическом агентстве (ESA) с 2005 года разрабатывается миссия «Дон Кихот» (Don Quijote), цель которой — исследование практической возможности бомбардировки астероидов. В рамках этой программы планируется в 2013-2015 годах послать к подходящему астероиду (вероятные кандидаты 2002 AT4 и 1989 ML) два аппарата — «Идальго» (Hidalgo) и «Санчо» (Sancho), один из которых врежется в поверхность небесного тела, а второй будет наблюдать за последствиями столкновения.

Разработчики миссии хотят добиться значительного и предсказуемого отклонения астероида от начальной траектории в долгосрочной перспективе, чтобы научиться бороться с опасными для Земли небесными телами. Предполагается, что второй аппарат будет следить преимущественно за изменением орбиты астероида. Однако новое исследование показывает, что этого недостаточно. Дело в том, что после удара изменится геометрия астероида, которая влияет на проявление так называемого эффекта Ярковского — из-за неравномерного нагрева небесного тела одна его часть начинает излучать фотоны интенсивнее другой. В результате возникает слабый реактивный импульс, который, в свою очередь, влияет на движения небесного тела. Расчеты ученых показывают, что игнорирование этого эффекта приводит к большой неопределенности в долгосрочном определении траектории.

Чтобы устранить данную неопределенность, нужно снабдить аппарат-наблюдатель большим количеством дополнительного оборудования — потребуются спектрометры для определения химического состава астероида, оптическая камера высокого разрешения, которая будет получать информацию о форме небесного тела, а также инфракрасная камера для изучения тепловых последствий удара. Все это оборудование может в разы увеличить стоимость миссии.

Автор: Александр Ильин