Нейтрино преодолел скорость света

Ученые в Европейском центре ядерных исследований (ЦЕРН) обнаружили, что нейтрино двигаются со скоростью выше скорости света.

В соответствии с теорией относительности Эйнштейна, ничто не может двигаться быстрее скорости света в вакууме. 23 сентября рано утром исследователи проекта OPERA (Oscillation Project with Emulsion-tRacking Apparatus) в ЦЕРНе объявили, что результаты недавнего эксперимента показывают: нейтрино действительно могут обогнать световые частицы (фотоны).

Нейтрино – электрически нейтральные субатомные частицы, которые почти не имеют массы. Проект OPERA занимается изучением характеристик нейтринного пучка, порожденного ускорителем ЦЕРНа в Женеве (Швейцария), который несется до подземной лаборатории в Гран Сассо (Италия), находящейся в 732 км к югу. Фотонам требуется 2,4 миллисекунды, чтобы преодолеть это расстояние. После проверки скорости нейтрино оказалось, что они добрались до Гран Сассо немного раньше. «Немного раньше» – это на 20 миллионных долей выше скорости света, считавшейся пределом существующих скоростей в природе. Результат OPERA основан на наблюдении за 15000 нейтринных событий.

По словам участника эксперимента в ЦЕРНе Антонио Эредитато, этот результат совершенно неожиданный. Измерения проведены с наносекундной точностью. Ученые перепроверяли результаты на возможные ошибки, но не нашли ни одной. Если результаты наблюдения на самом деле точные, последствия для мира физики могут стать ошеломляющими. «Если эти результаты подтвердятся, они изменят наши представления о физике. Но мы должны быть уверены, что нет других, более приземленных, им объяснений», — говорит Серджио Бертолуччи, директор по научной работе ЦЕРНа.

Эксперименты на детекторе OPERA начались в 2006 году, их основной целью стало изучение редких преобразований мюонных нейтрино в тау-нейтрино. (Тау-нейтрино появляются в процессе движения – из Швейцарии в Италию высылаются мюонные нейтрино.) Первый такой случай наблюдался в 2010 году, что доказало уникальную способность детектора регистрировать неуловимый сигнал тау-нейтрино. Сейчас группа экспериментаторов, проводивших исследования на детекторе OPERA, предоставила свои данные научному сообществу для оценки. Они надеются, что кто-нибудь попытается воспроизвести их результаты. На проверку, возможно, уйдет много времени – месяцы и даже годы. Например, для этого эксперимента данные собирались в течение трех лет. Таким образом, прежде чем будет сделано независимое опровержение или, наоборот, подтверждение результата, пройдет немало времени.

Подписи к иллюстрациям:

1) Детектор OPERA, который находится на глубине 1400 м под итальянскими Альпами в подземной лаборатории Гран-Сассо, весит 1800 тонн и напичкан электроникой и тяжелыми фотопластины.

2) Путь частиц из Женевы в Гран-Сассо.

Автор: Татьяна Новгородская