МАКС-2011: взгляд из прошлого в будущее

В подмосковном Жуковском прошел юбилейный десятый Московский авиационно-космический салон.

Линейка самолетов на нынешнем МАКСе, закончившемся на выходных в Жуковском, отличалась от прежних салонов прежде всего перестановкой: с одной стороны выставили сугубо гражданские самолеты, а с другой – военные.

Прилетели американцы на почти музейных раритетах, среди которых В-52, транспортный С-5 «Гэлэкси», А-10 «Тандерболт», истребители F-15, F-16 и т.п. В числе наших военных самолетов – Ту-160, летающие уже 40 лет без перерыва Ту-95 и главная сенсация МАКС-2011 – истребитель пятого поколения Т-50. На земле его не показывали из-за режима секретности, однако в воздухе пилоты выступили на двух Т-50, продемонстрировав зрителям высокую маневренность новейших истребителей. Конечно, в небе засекреченный Т-50 невооруженным глазом рассмотреть детали сложно (подробные снимки с более ранних полетов можно найти в интернете).

Среди транспортников по-прежнему лидируют российско-украинский Ан-124 «Руслан», отметивший в этом году 20 лет со дня первого полета, и модифицированный для транспортировки длинномерных грузов (детали буровых установок и другие неразборные конструкции) Ил-76МТ с удлиненным на 6 метров фюзеляжем. Заявленный на юбилейный МАКС легендарный сверхзвуковой Ту-144 в линейку так и не поставили.

Посетителям показали и пассажирские новинки – лайнеры «Боинг-787» (американская «Мечта») и двухэтажный гигант А-380 (детище Аirbus). Их выставили на отдельной площадке. Новый «Боинг», побывав несколько раз в небе Жуковского и не дождавшись массового потока посетителей, улетел на постоянную работу. А под крылом самого большого в мире пассажирского самолета приютился одноместный самолетик «Кри-кри» (Cri-Cri, совместная разработка нескольких европейских фирм), казавшийся моськой рядом со «слоном» А-380. Его даже не все и заметили – в салон 380-го пускали только VIP-гостей, а доступ к малышу был возможен только тогда, когда гигант отправлялся в демонстрационный полет. Размеры «Кри-кри» сравнимы с человеческими: масса пустого самолета 93 кг, аккумуляторов – 26 кг, размах крыльев 4,91 м. Он может лететь на крейсерской высоте 30 мин. со скоростью 120 км/ч, а при высшем пилотаже – 15 мин., развивая скорость до 250 км/ч. Это первый в истории полностью электрический четырехмоторный самолет для высшего пилотажа. Передовые технологии, по которым выполнен «Кри-кри», включают легковесные композитные конструкции, литиево-полимерные аккумуляторы с высокой энергоемкостью и четыре бесколлекторных двигателя с соосными винтами, обеспечивающие движение без выбросов СО2 и с заметно более низким уровнем шума по сравнению с тепловыми движителями.

В разделе авиации общего назначения свой новый многоцелевой самолет «Рысачок», о первых полетах которого мы сообщали полгода назад, представлял главный конструктор Вячеслав Петрович Кондратьев. «Рысачок» выступал и в воздушной программе МАКС-2011, демонстрируя прекрасные летные качества. Итальянцы выставили «летающий огурец» Wind Jet Platinum, отдав дань дизайну, но, по мнению специалистов, никак не аэродинамике. Однако в числе преимуществ «итальянца» назвали малошумность (65 дБ) и возможность вписаться в транспортную систему регулярных рейсов (может развивать скорость до 745 км/ч).

В спектре маломерных судов, представленных на отдельной линейке, выделялись автожиры компании «Гирос» из г. Жуковского. Главный конструктор этих автожиров – Валентин Устинов, ученик великого Камова. Легкий самолет ЮАН-1 «Sky Rebel», собранный по схеме «флюгерная утка», представил Алексей Юрконенко, глава инициативной группы перспективных разработок в области легкой авиации «ЮАН aircraft». Мы расскажем в ближайшее время более подробно об этих и некоторых других интересных разработках.

Деловой части программы МАКС-2011 повезло – все три дня стояла прекрасная погода, и это сыграло положительную роль в подписании контрактов и договоров о намерениях в общей сложности на сумму 7,5 млрд руб. В выходные, на которые было запланировано авиашоу для широкой публики, пошли дожди, но это не помешало собраться на аэродроме ЛИИ им. Громова тысячам гостей. Посетители скрывались от непогоды в шале, где могли увидеть в подробностях то, чем оснащена современная авиация и что планируется сделать в ближайшее время в космосе.

Гвоздем программы Роскосмоса стал макет шестиместной кабины нового российского космического корабля, показанный на площадке НПО «Энергия». Такой корабль может использоваться, в том числе, в туристических целях (2 человека экипаж и 4 космических туриста). На стенде НПП «Звезда» им. Академика Северина демонстрировали предметы экипировки космонавтов, например, новую модификацию скафандра для работы в открытом космосе «Орлан МК» с улучшенными характеристиками (минимальное время подготовки к выходу в космос, возможность самостоятельного одевания и обслуживания на орбите) и встроенным компьютером. В пресс-центре салона прошла замечательная выставка фоторабот в формате 3D космонавта Сергея Крикалева, рекордсмена Земли по суммарному времени пребывания в космосе. Посетители восхищались космическими красотами с высоты 360 км.

На фото:

1 и 2. Взгляд на МАКС-2011 из кабины «Рысачка». «Рысачок» в парадной раскраске с салоном бизнес-класса – смотрится на уровне мировых стандартов.

3 и 4. «Слон и моська» - так выглядят рядом аэробус А-380 и малыш Cri-cri, которые представляла Франция. А если сравнить по-другому…

5. Главный конструктор автожира «Гирос-2» Валентин Устинов рядом со своим «винтокрылом».

6. Кабина нового российского шестиместного космического корабля.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Юрий Егоров, Татьяна Новгородская


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее