Опасности долгих песен

Самцы южноамериканских лягушек Тунгара могут совершенствоваться в искусстве вокала лишь до тех пор, пока самки способны различить все нюансы брачного пения или пока хищники, привлеченные «концертом», не наступят певцам на горло.

В брачный период у большинства видов животных не самки, а именно самцы демонстрируют свое красочное одеяние или другие эффектные способы привлечения партнера. Что же препятствует им в стремлении иметь более красочные перья, более длинные хвосты, или исполнять более сложные брачные песни и танцы? — Ритуальные бои, которые продолжаются иногда до последней капли крови, «концерты» и всевозможные ухаживания привлекают не только самок, но и хищников.

Группа ученых под руководством Кэрин Акре из Техасского университета в Остине (США) выяснила, что все усилия самцов лягушек Тунгара (Physalaemus pustulosus), которые пытаются привлечь самок мелодичным пением, работают до тех пор, пока самки в состоянии различать все певческие нюансы. В какой-то момент наступает предел чувствительности, и самые талантливые певцы пропадают в общем хоре посредственностей.

Самцы привлекают самок сложными песнями из стонущих «гласных» и отрывистых «согласных» звуков. Оказалось, что самки выделяют самцов, в песнях которых чаще повторяются именно «согласные».

Обычно самцы в брачный период собираются в большие группы и в какой-то момент самки уже не могут различить отдельных певцов. Этот феномен описывается законом Вебера-Фехнера, который определяет связь между интенсивностью ощущения и силой раздражения, действующего на какой-либо орган чувств. Согласно этому закону, воспринимается не абсолютный, а относительный прирост силы раздражителя (света, звука, груза, давящего на кожу, и т.п.), а интенсивность ощущения пропорциональна логарифму интенсивности стимула. Например, люстра, в которой 8 лампочек, кажется нам настолько же ярче люстры из 4-х лампочек, насколько люстра из 4-х лампочек ярче люстры из 2-х лампочек. То есть количество лампочек должно увеличиваться в одинаковое число раз, чтобы казалось, что прирост яркости постоянен. А если добавить одну лампочку к люстре из двух лампочек, то кажущийся прирост в яркости будет значительным. Если же добавить одну лампочку к люстре из 12 лампочек, то мы практически не заметим прироста яркости. Так что разница между песнями с одним и двумя «кваканиями» оказывается для самки куда более существенной, чем между песнями с 10 и 11 «кваканиямими».

Того же мнения придерживаются летучие мыши, питающиеся этими лягушками. На территории Панамы ученые наблюдали за бахромчатогубыми листоносами (Trachops cirrhosus) чтобы понять, каким образом они выбирают себе жертву. Оказалось, что до тех пор, пока отличия в пении заметны, хищники, также как и самки, выбирают наиболее голосистого самца лягушки. Типичная песня самца-тунгара редко превышает 7-8 отдельных «кваканий». Более длинная песня увеличивает как вероятность спаривания, так и риск быть съеденным. Как показали эксперименты, существенное удлинение песни в 84% случаев оказывается замеченным самкой или хищником.

Исследователи пришли к выводу, что это заставляет большинство самцов ограничивать длину брачной песни. Однако для ряда особей инстинкт продолжения рода оказывается сильнее инстинкта самосохранения.

На cнимке: летучая мышь охотится на лягушку-тунгара, фото National Geographic.