Полет «Орла»: сделано впервые

Полвека назад завершился первый суточный полет Германа Титова на корабле «Восток-2».

В 9.00 по московскому времени 6 августа 1961 года Герман Титов (позывной – «Орел»), второй советский космонавт, стартовал на корабле «Восток-2». Его полет должен был подтвердить возможность длительных полетов и работы на орбите в невесомости, развеять сомнения в ее безвредности. В то время существовала так называемая «проблема четвертого витка», на котором начинало проявляться неприятное воздействие невесомости на организм (выяснилось во время космического полета с собаками Белкой и Стрелкой на борту). И это обстоятельство не могло не тревожить ученых, занимающихся новой наукой – космической медициной.

Титов готовился к полету так же, как и Юрий Гагарин. Особое внимание было отдано тренировкам, направленным на укрепление вестибулярного аппарата. Для этого использовали батут, качели Хилова, кресло Барани, рейнское колесо и специальные стенды, комбинирующие вращение и балансирование на неустойчивой опоре.

Самочувствие Германа Титова на первых витках вокруг Земли было прекрасным. Он проверял работу радиоаппаратуры, выходил на связь с наземными измерительными пунктами (НИП), направил приветствие советскому народу, партии и правительству. С помощью кинокамеры «Конвас» он впервые провел съемку земной поверхности. В течение всего полета состоялось несколько сеансов съемки. Замечательные цветные снимки земли с орбиты были опубликованы в советских журналах.

На третьем витке состоялся первый космический обед. В меню входили: суп-пюре с хлебом, мясной и печеночный паштеты в тубах и сок из черной смородины. Никаких неприятных ощущений от приема пищи космонавт не ощутил.

И вот – четвертый виток, которого так опасались специалисты. Впервые в истории космонавт на борту совершил процедуру ручного управления корабля, созданную на случай выхода из строя автоматической системы ориентации. Оказалось, что корабль хорошо слушается. ТАСС сообщало, что Титов чувствует себя нормально, но на самом деле его начало сильно тошнить, закружилась голова, неприятные ощущения усиливались при резких движениях. Однако программа полета шла по намеченному плану. На шестом витке космонавт выполнил несколько простых физических упражнений и воспользовался ассенизационным устройством. На седьмом витке – попытался заснуть, и не только уснул, но и умудрился проспать сеанс связи с наземными службами. На двенадцатом витке НИПы вызывали «Орла» целых 37 минут, посеяв легкую панику среди специалистов. Зато сон прогнал плохое самочувствие – организм адаптировался к невесомости, Титов с аппетитом позавтракал.

На семнадцатом витке корабль получил тормозной импульс и пошел не вниз. Из-за сбоя спускаемый аппарат с Титовым приземлился снова, как и в случае с Юрием Гагариным, в нерасчетном районе, едва не угодив под колеса железнодорожного состава. Официально космонавт №2 пробыл в полете 1 сутки, 1 час и 11 минут, на самом деле полет продолжался на семь минут дольше, поскольку космонавт катапультировался.

На заседании Государственной комиссии, которое состоялось 8 августа, Титов честно доложил о своих ощущениях во время полета. Впоследствии, по результатам полета Германа Титова врачи разработали дополнительную методику тренировки вестибулярного аппарата, которая дала возможность удачно с медицинской точки зрения провести следующие полеты наших космонавтов. Но к самому Титову отношение стало почему-то настороженным: вдруг у него есть какая-то индивидуальная особенность организма, не позволяющая ему долго находиться в невесомости?

В космос Титов больше не полетел, оставшись навсегда нашим космонавтом №2, хотя он до конца жизни мечтал быть первым и совершить какой-нибудь уникальный космический рейс. На самом деле его полет и есть тот уникальный космический рейс, где многое, что стало сегодня обыденным на орбите, было сделано впервые. А сам Герман Титов до сих пор остается самым молодым из побывавших в космосе землян, ведь на момент совершения первого суточного полета в космическое пространство ему было полных 25 лет.

Подробнее о полете космонавта №2 читайте в августовском номере журнала «Наука и жизнь».

Автор: Антон Первушин