Регенерация сердца

Через три недели после удаления шестой части сердца сердечная мышца у новорожденных мышей восстановилась полностью.

Ученые из Техасского университета под руководством Энцо Порелло (Enzo Porrello) показали, что сердце новорожденных мышей способно к регенерации после утраты части тканей.

Долгое время считалось, что у более высокоорганизованных организмов способность к регенерации (восстановлению утраченных тканей и даже органов) снижается. Последующие исследования показали, что эта связь не такая уж прямая. В целом же, способность беспозвоночных к восстановлению очень высока: многие губки, кольчатые черви, полипы могут вырастить целый новый организм из части целого.

Из позвоночных животных, способных к регенерации органов, известны ящерицы, отбрасывающие хвост (затем отрастающий), чтобы отвлечь хищника. У рыбки данио-рерио регенерирует сердце. Человеческий организм тоже способен восстанавливать отдельные части тканей и органов — печень и поджелудочная железа наращивают массу после удаления части органа.

Эксперимент американских ученых впервые показал, что и сердечная мышца млекопитающих может восстанавливаться после утраты части органа. У однодневных мышат удаляли до 15% сердечной мышцы. В течение 21 дня сердце полностью восстанавливалось и работало как полноценный здоровый орган. Способность к регенерации через 7 дней после рождения утрачивалась. Регенерация сердечной мышцы происходила в основном за счет деления кардиомиоцитов, стволовые клетки участвовали в восстановлении лишь в небольшой степени.

Авторы исследования считают открытие способности к регенерации сердца у млекопитающих огромным прорывом в биологии и медицине. Если мы научимся регулировать процессы регенерации у взрослых организмов, это поможет спасти миллионы людей, пострадавших от инфарктов и других сердечных заболеваний.