Радость гурмана - расшифрован геном шоколадного дерева

Любителей шоколада высшего качества становится все больше. Удовлетворить их запросы поможет расшифровка генома одной из разновидностей шоколадного дерева.

Criollo, представитель семейства шоколадных деревьев (Theobroma cacao) - одно из старейших одомашненных растений. Индейцы майя «приручили» его 3 000 лет назад. Плоды Criollo – источник масла какао высочайшего качества, но производители какао-бобов пока предпочитают ему гибриды, менее подверженные болезням: качество продукции не столь высоко, доходы меньше, зато урожай гарантированно высок.

Однако в скором времени ситуация может измениться. Разведение шоколадных деревьев Criollo не только потенциально прибыльнее, но и приносит пользу окружающей среде – растения прекрасно чувствуют себя в тени лесов, позволяя почве восстановиться и поддерживая биоразнообразие. Да и потребители все чаще отдают предпочтение элитному шоколаду, обладающему многими если не целебными, то полезными для самочувствия качествами. Главная беда растения – грибковые заболевания и вредные насекомые. Одолеть их поможет расшифровка генома шоколадного дерева, которой занимались французские специалисты из Международного центра сотрудничества в сфере агрономических наук (CIRAD) вместе с коллегами из других стран.

Criollo – самоопыляющееся растение с высокой степенью гомозиготности, когда каждый ген присутствует в двух идентичных формах, что повышает точность «прочтения» генома. Авторы исследования расшифровали 84% генома, выявив 28 798 генов, кодирующих белки. Большая их часть – 88% - связаны с одной из десяти хромосом шоколадного дерева. Также обнаружены микро-РНК, которые, вероятно, регулируют экспрессию генов.

Выяснилось, что только 20% генома состоит из подвижных элементов, благодаря которым меняется генетическая последовательность. Результат – относительно простая эволюционная история с точки зрения структуры генома.

Специалистов особенно интересуют семейства генов, влияющие на качество какао и сопротивляемость болезням. Возможно, это позволит «узнать» гены, непосредственно контролирующие определенные изменения, что важно для осуществления программы более масштабного разведения  Criollo. Обнаружено два типа генов, ответственных за устойчивость растения к недугам. Дальнейшие исследования, возможно, позволят уточнить их назначение.

Исследователи также выявили гены, отвечающие за выработку масла какао, которое чрезвычайно высоко ценится производителями шоколада, кондитерами, фармацевтами и косметологами. Под контролем этой группы генов – не только количество вырабатываемого масла, но и его качество. «Опознаны» гены, связанные с выработкой флавоноидов, природных антиоксидантов, терпеноидов, гормонов, пигментов, ароматов. Есть все основания полагать, что эти данные позволят Criollo продвинуться в фавориты шоколадного производства и поднимут качество шоколада на радость гурманам.

Автор: Елена Сутоцкая