Как лакает кошка

Поразительная способность кошки «играть с земным притяжением» не ограничивается ее умением балансировать, прыгать и приземляться, а распространяется еще и на механизм лакания.

Собака при питье попросту сворачивает язык «ковшиком» и зачерпывает им воду, расплескивая ее вокруг и на себя. Другое дело - кошка. С 40-х годов, благодаря серии стробоскопических снимков инженера из Массачусетса Дока Эджертона, было известно, что лакая, кошка опускает язык вертикально вниз к жидкости и заворачивает самый его кончик крючком — буквой J — так, что воды фактически первой касается внешняя поверхность языка.

Сегодня междисциплинарная группа исследователей продемонстрировала, что изгиб наружной поверхности — единственная часть кошачьего языка, которая вообще соприкасается с жидкостью. В отличие от собаки, кошка не погружает язык в воду, а, слегка коснувшись изогнутым кончиком поверхности, тут же втягивает его обратно вверх, при этом между движущимся языком и поверхностью молока образуется молочный «столбик». Этот столбик образован тончайшим балансом между гравитацией, под воздействием которой жидкость стремится упасть обратно, и силой инерции, заставляющей движущуюся жидкость продолжать движение кверху. Баланс между этими силами кошка поддерживает инстинктивно — лакая с поразительно точной частотой: если ритм лаканий изменится хоть на долю секунды, непрерывная «нитка» жидкости оборвется.

Домашняя кошка лакает со скоростью около четырех движений языка в секунду, при каждом движении перемещается около 0,1 мл жидкости; крупные кошачьи, например тигры, - медленнее, потому что имеет значение также площадь языка животного.

Роман Стокер из Массачусетского технологического института, Педро Рейс и Сунван Юнь из университета Вирджинии и Джефри Аристоф из Принстона снимали лакающими домашнюю кошку Стокера и тигров, ягуаров и львов из зоопарков Новой Англии. Кроме того, возможно впервые в истории научных публикаций в журнале Science, в исследовании в были использованы также ютьюбовские видеоролики с лакающими хищниками.

С помощью видеозаписей исследователям удалось установить скорость и частоту движения лакающих языков. На основе размера языка и его скорости была построена математическая модель для расчета отношения между силами гравитации и инерции. Для кошек всех видов и размеров этот показатель одинаков.

Аристоф, математик, изучающий поведение жидких поверхностей, считает, что исследование очень выиграло благодаря многопрофильности группы: в нее вошли инженеры, физики и математики. “В начале проекта мы не были уверены, что механизм кошачьего лакания как-то связан с механикой жидкого тела”, - уточняет Юн, инженер, изучающий поведение мягких объектов, вроде рыб, и окружающей их водной среды. Сама идея исследования возникла три с половиной года назад, когда Стокер, изучавший механизмы движения жидкости в связи с перемещениями океанских микробов, посмотрел, как пьет его кошка, и задумался. Именно она, восьмилетняя Кутта-Кутта, и стала звездой видео и фотосъемок исследования.

Учеными руководило, по словам Стокера, исключительно любопытство и восхищение красотой инженерных решений природы; исследование не потребовало ни финансовых вложений, ни больших человеческих ресурсов, разве что огромного терпения, чтобы выжидать с наведенной на кошачью плошку камерой, когда кошка соблаговолит попить.

Автор: Елена Фотьянова