Играют все

Каждый видел, как играет ребенок, котенок или щенок. Но черепаха? Или даже оса? Зоопсихолог Гордон Бургхарт утверждает, что играют все, в том числе те, от кого этого меньше всего ожидали: осьминоги, рептилии, насекомые...

В октябрьском номере журнала The Scientist эксперты обсуждают наблюдения Бургхарта, которые начались в 1995 году. «До этого я изучал поведение детенышей и молодняка рептилий много лет, - вспоминает ученый, - и никогда не встречал ничего, что можно было бы расценить как игру. Но потом мне довелось увидеть, как Пигфейс («Хрюша»), нильская черепаха из Национального зоопарка в Вашингтоне, толкает баскетбольный мячу Меня осенило. Я понял, что рептилии тоже играют».

Исследования игрового поведения людей и животных ведутся давно, и существует целый спектр теорий, подводящих под игры животных психо-физиологическую базу; среди них классическая теория «физического развития и обучения» посредством игры, взгляд на игру как на способ снятия стресса и «выпускной клапан» агрессии у социальных животных, и даже как механизм развития мозга. Однако до Бургхарта эти исследования в основном сводились к наблюдениям за высокоразвитыми млекопитающими, чье поведение считалось игрой настолько, насколько оно было похоже на поведение играющих детей.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Таким образом вопрос о том, действительно ли черепахи и осьминоги играют — или имеет место случайное бессмысленное действие, - упирается в универсальное, подходящее для любого биологического вида, определение игры. Именно его и попытался дать Бургхарт. Он выделяет пять критериев игры, которые можно охватить одной фразой: «игра — это повторяющееся поведение, которое не полностью функционально в контексте или в возрасте, в котором осуществляется, инициированное по собственной воле, когда животное или человек находится в покое или когда уровень стресса низок».

Применив эти критерии к поведению черепахи Пигфейс, катавшей по своему вольеру баскетбольный мяч, Бургхарт классифицировал ее поведение как игру. Аналогичным образом другим исследователям удалось наблюдать, как два осьминога перебрасывались пузырьком из-под лекарства: животные бросили пузырек около 20 раз, в игровом — то есть удовлетворяющим критериям Бургхарта — поведении замечены также рыбы, драконы острова Коммодо и даже осы. Наблюдения за игровым поведением животных позволяют значительно точнее, чем, наблюдая людей, оценить роль игры в формировании навыков обучения, поддержании умственной и физической формы, укрепления социальных отношений.

Игра уже не раз помогала терапевтам, работающим с возбудимыми детьми. Геронтологи исследуют роль активной, стимулирующей ум игры для здоровья и качества жизни пенсионеров. «Люди, дети и взрослые, часто готовы приложить большие усилия к тому, чтобы заниматься тем, что им нравится, а для некоторых счастливчиков даже работа представляет собой игру — если соответствует этим пяти критериям», - говорит Бургхарт. Способность таких разных животных к игровому поведению показывает, что игра — это часть эволюционной истории биологических видов, такая же существенная, как эмоции, мотивация, восприятие и интеллект, а не просто случайное, лишенное смысла поведение.

Автор: Елена Фотьянова


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее