Судьба российских беспилотников

Беспилотные летательные аппараты в России создаются стараниями бывших авиамоделистов в большом количестве. Нужны требования к беспилотникам, на основании которых будут производиться закупки для армии.

Беспилотные летательные аппараты в России создаются стараниями бывших авиамоделистов в большом количестве. Нужны требования к беспилотникам, на основании которых будут производиться закупки для армии.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Сначала было движение и называлось оно – моделизм: судо-, авто и бронетехники, ракетный и самый распространённый и боевой – авиамоделизм. В СССР министерства и ведущие предприятия машиностроения всячески поддерживали движение, выделяя немалые средства на стимулирование кружковой работы повсеместно и воспитывая тем самым подрастающее поколение и обеспечивая своё будущее.

Вот случай, вошедший в историю авиамоделизма. Произошло это четверть века назад в Киеве на мировом чемпионате. Приехали немцы, американцы, французы, англичане – с моделями, упакованными в специальные роскошные футляры. К сроку прибыла советская команда «бойцов» (с моделями воздушного боя), а также со свободно летающими радиоуправляемыми копиями. «Бойцы» сходу обштопорили самых сильных «немцев», а среди свободно летающих выделялся Ан-24 в масштабе 1:40. Его привезли на крыше «Жигулей» из клуба фирмы Антонова буквально перед стартом. Ребята сняли модель с багажника, немного поколдовали и – полетели. Самолёт был подобным «взрослой» машине по всем параметрам: энерговооружённости, загрузке, механизации и т.п. Но всё это размерами в 40 раз меньшими. Летал он божественно: разбег с выпущенными закрылками, пролёты с использованием всей замысловатой механизации и, наконец, посадка – в идеальном исполнении. К тому времени на трибуне появился сам Олег Константинович Антонов и столь же бурно, как и зрители, аплодировал своим питомцам за блистательный пилотаж. Затем он вышел на лётное поле к стоявшей на финише машине и, опустившись на колени, стал рассматривать её детально. Над моделью Ан-24 работали «ювелиры» высочайшего класса. И сделали они беспилотный летательный аппарат (БПЛА) без равных, став чемпионами мира.

На прошедшем недавно в Жуковском Форуме «Технологии в машиностроении-2010» было представлено великое множество прекрасных беспилотных машин. Их создатели – наследники того общесоюзного движения, где зарождалась плеяда, которая под руководством гигантов создавала «Семёрки», «Союзы» и «Бураны», непобедимые «МиГи» и «Су», уникальные «Орлята» и «Лунь»… Наши нынешние БПЛА, казалось бы, должны быть вне конкуренции, коль скоро за их конструкторами стоит высшая школа моделизма. И это на самом деле так.

Беспилотные модели (теперь их чаще называют БЛА) нагружены всевозможной аппаратурой, предназначенной для использования и в военных, и в мирных целях. Из всей массы БЛА, представленных на форуме, мы выделили наиболее продвинутые: изделия Рыбинского КБ «Луч» (дочернее предприятие концерна «Вега»), Истринского экспериментального механического завода (Московская область), Московского ООО «АэроРоботикс» и Казанского ООО «Аэрокон». Несмотря на значительную разницу конструкций, у всех комплексов, которыми оснащены БЛА, задачи практически одни и те же: воздушная разведка и наблюдения за местностью, обнаружение и распознавание наземных объектов, слежение за целями и выдача на командные пункты информации в реальном масштабе времени, а также составление фотопланов. Размеры БЛА колеблются от моделек, запускаемых с руки («Истра-10» с двумя видеокамерами, ИК-прибором и фотаппаратом), до 120-килограммового рыбинского «Типчака-М», запуск которого возможен только с помощью мощной катапульты. Этот БЛА может находиться в воздухе 8 часов, постоянно передавая комплексную информацию, необходимую руководителям полёта. И всё это – дело рук бывших авиамоделистов и их соратников по делу.

Каков же «сухой остаток» от Форума? Не так давно Министерство обороны России закупило у Израиля «для укрепления обороноспособности страны» тактические беспилотники, причём отнюдь не самые современные, затратив на эту сделку внушительную сумму в 52 млн долларов США. Первые аппараты прибудут в Россию до конца июля. Израильский же ВПК для нужд собственных вооружённых сил создаёт и поставляет новейшие образцы высокоэффективных беспилотных авиационных систем (например БЛА «Эйтан»).

Что тут скажешь: развивать отечественную технику действительно хлопотно, потому что она увязла в паутине всяких ЗАО и ООО, координации – никакой. Все варятся в собственном соку, хотя и выдают подчас шедевры не хуже израильских. Нет и чётких требований к беспилотникам, на основании которых должны производиться закупки для армии. Между тем, на форуме «ТВМ-2010» было объявлено, что РФ не планирует покупать дополнительную партию беспилотников вдобавок к уже купленным аппаратам. Кроме того, летом 2010 года Министерство обороны России намерено выбрать поставщика беспилотников для армии из числа российских компаний. Речь идет о беспилотниках класса «разведчик» и «целеуказатель». Планируется создать и спеццентр по применению беспилотников и разработать основные требования к БЛА для армии.

В самом министерстве мнения разделились. Министр обороны России Анатолий Сердюков и главком ВВС Александр Зелин резко критиковали российские беспилотники, заявляя, что они не удовлетворяют требованиям военных ни по одному из критериев. В свою очередь руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев и командующий ВДВ генерал-лейтенант Владимир Шаманов положительно отзывались о российских беспилотных аппаратах. Пока военные спорят, уже ведутся переговоры о создании в России совместного с Израилем предприятия по производству БЛА. Сумма сделки составит 300 млн долларов. На предприятии будут собираться более совершенные, чем закупленные Россией в 2009 году, беспилотники Heron. Поедет ли после такой перспективы кто-нибудь из «мыслителей» в погонах и без них в Рыбинск, в Казань или хотя бы в подмосковную Истру? Одни хлопоты с этими моделистами… Вот только Отчизна терпит крах.

На фото (сверху вниз): демонстрация нынешних авиамоделей на ТВМ-2010; наследники моделизма из компании «АэроРоботикс»; беспилотники из г. Истра; рыбинский «Типчак-М»; стенд казанского «Аэрокона».

Автор: Юрий Егоров


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее