Военный подход к производству льна

Сельские проблемы может решить современная военная техника.

Впервые эту необычную махину демонстрировали на полигоне инженерных войск около четверти века назад. Чудовище, оснащённое остроносым бульдозерным ножом спереди, телескопической стрелой «на спине» и грейфером сзади в считанные минуты проложило по целине траншею в полный профиль, сформировав бруствер. Военным наблюдателям машина понравилась. Тогда это было новое слово в фортификационной инженерной технике, и присутствующим на испытании корреспондентам не велели афишировать агрегат в подробностях. Сказали лишь, что создан он на базе разоружённого и облегчённого танка с нефорсированным двигателем.

Наука и жизнь // Иллюстрации

И вот на линейке бронетехники Форума ТВМ-2010 снова та самая машина, что рыла траншею на полигоне. Вернее, её модернизированный и усовершенствованный вариант повышенной проходимости. На стендовом плакате значилось, что это не что иное, как «Инженерная машина разграждения ИМР-3М», предназначенная для прокладки колонных путей (одноразовых дорог) со скоростью 12 км/ч, проходов в заграждениях, отрыве и засыпке котлованов с производительностью земляных работ до 400 куб.м/ч и ликвидации каменных и лесных завалов в том же темпе. 840-сильный двигатель обеспечивает машине скорость движения по бездорожью до 50 км/ч, а управляет ею экипаж из двух человек. Одним словом – шедевр с несравненными показателями производительности труда.

Много лет назад в центральных переувлажнённых областях России полным ходом шла мелиорация. Например, в Тургиновском районе Калининской области (ныне в составе Калининского района Тверской области) были проложены десятки каналов со сбросом избыточной воды в реки. На осушенных полях выращивали лён-долгунец, который перерабатывали на местном льнозаводе. А сегодня каналы превратились в канавы, покрытые ряской, заросли тальником, ивняком и камышом, на обочинах выросли берёзы, осины и ольха. По прямому назначению каналы почти не используются, и обширные поля стали непригодными для земледелия. Лён здесь больше не выращивают. И таких примеров немало – от Вологды до Рязани…

Чтобы реанимировать мелиорацию и, следовательно, возродить товарное земледелие в центральной России, достаточно «доработать» конструкцию ИМР-3М для нужд сельского хозяйства и «проутюжить» канавы (а дело это нехитрое по сравнению с прокладкой колонных путей и проходов в завалах), чтобы они вновь стали каналами, а поля – плодородными.

Автор: Юрий Егоров


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее