Пост-киотский протокол в помощь

Обязательства по сокращению выбросов углекислого газа, которые готова взять на себя Россия, на самом деле означают их увеличение.

На этой неделе началась Конференция ООН по изменению климата в Копенгагене, основная цель которой – разработка пост-киотского соглашения, направленного на борьбу с изменением климата.

Напомним, что Киотский договор ратифицировали 187 стран мира (по состоянию на 1 ноября 2009 года). В соответствии с документом страны, присоединившиеся к нему, берут на себя обязательства по стабилизации или сокращению выбросов парниковых газов в 2008-2012 гг. по сравнению с 1990 годом. В число участников договора не вошли США и такие бурно развивающиеся страны, как Китай и Индия. Между тем, согласно данным, представленным в недавно подготовленном докладе президента фонда «Институт энергетики и финансов» Леонида Григорьева, объем выбросов двуокиси углерода США с 1990 по 2007 гг. выросли на 21%. При этом доля этих выбросов в общем (глобальном) объеме эмиссии несколько сократилась – с 23% до 20%, но остается одной из самой больших. Китай за тот же период увеличил свои выбросы на 155%, увеличив их долю в общем объеме с 11% до 21%, и вышел по этому показателю на первое место в мире.

Россия с 1990 по 2007 годы в силу известных причин сократила свои выбросы на 31%, так что ее вклад в общий объем эмиссии сократился с 11% до 5%.

Как указал в своем докладе Леонид Григорьев, отсутствие среди участников Киотского протокола Китая, Индии и США – главная проблема, и необходимость подготовки нового «климатического» соглашения очевидна. Будущее международное соглашение должно вступить в силу в 2013 году. Пост-киотский протокол предусматривает к 2050 году глобальное снижение выбросов парниковых газов в два раза по сравнению с уровнем 1990 года, при этом к 2020 году это снижение должно составлять 25-40%.

Для достижения подобных целей развитым странам придется принять на себя более серьезные обязательства по сокращению выбросов, чем это предусмотрено Киотским протоколом, и поделиться своими технологиями с развивающимися странами, то есть передать им или внедрить часть своих «климатически благоприятных» технологий.

Развивающиеся страны, в свою очередь, также должны взять серьезные обязательства по снижению выбросов парниковых газов. В этом деле им будет оказана не только технологическая, но и финансовая помощь.

Однако развитые и развивающиеся страны пока не пришли к согласию. Если первые боятся потери технологического преимущества и конкурентоспособности, то вторые опасаются, что им придется лишь импортировать дорогостоящие «чистые» технологии, патенты на которые им не захотят передавать развитые страны.

Россия по новому договору готова принять на себя обязательства по сокращению выбросов к 2020 году на 25% вместо ранее заявленных 15%. И, тем самым, как указывает Леонид Григорьев, может обеспечить себе место среди лидеров нового «климатического» процесса. Однако эти обязательства фактически означают увеличение объемов выбросов, так как в настоящий момент (как было отмечено выше) они находятся примерно на 31% ниже уровня 1990 года.

Таким образом, Россия, чья экономика относится к переходной, в связи с подписанием пост-киотского протокола может оказаться в довольно выгодном положении, когда она может и промышленность поднимать, и новые технологии получать вместе с финансовой поддержкой, и нежелательные выбросы сокращать. Так что, может, и неважно, кто виноват в потеплении?

Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Татьяна Зимина


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее