Небывалая гроза на Сатурне

На Сатурне бушует гроза, уже ставшая самой продолжительной из когда-либо наблюдавшихся на планетах Солнечной системы.

Сатурн бьет рекорды – бушующая сейчас в его атмосфере чудовищная гроза началась еще в январе. Предыдущий рекорд в 7,5 месяцев также принадлежал Сатурну. Тогда американская космическая автоматическая станция "Кассини" фиксировала грозовые разряды с ноября 2007 года по июль 2008 года. Нынешняя гроза стала уже девятой, которую зафиксировали антенны "Кассини" с момента его выхода на орбиту планеты-гиганта в июле 2004 года.

Грозовые разряды в атмосфере Сатурна, отмечают ученые, генерируют исключительно мощные радиоволны, которые примерно в 10 тыс. раз превосходят земные. Что же касается размеров наблюдаемого сейчас гигантского грозового образования, то оно имеет в поперечнике около 3 тыс. км. По словам австрийского специалиста Георга Фишера, "генерируемые грозовыми разрядами радиоволны – важный инструмент изучения ионосферы Сатурна – электрически заряженного слоя атмосферы, окружающего планету на высоте нескольких тысяч километров над облаками".

Результаты, полученные с помощью "Кассини", подтверждают более ранние данные другого космического аппарата – "Вояджера", согласно которым уровень ионизации на освещенной Солнцем части ионосферы Сатурна, примерно, в 100 раз выше, чем на ее ночной стороне. Район Сатурна, где обычно бушуют чудовищные грозы, уже получил название "Аллея ураганов", но почему это происходит именно в этом регионе, пока остается неясным.

На фото: грозовой шторм (светлое пятно) на Сатурне