Научные причалы рыбацкого поселка

В Южном научном центре РАН издана книга «Социально-исторический портрет села Приазовья: Кагальник».

Мощно развивающиеся города-миллионники и села, переживающие упадок – это знакомая нам российская картина. Не случайно ученые ЮНЦ решили заглянуть в сельскую глубинку, чтобы привлечь внимание общества к прошлому и настоящему Восточного Приазовья. Итогом их исследования стала богато иллюстрированная книга о жизни одного из самых крупных сел Азовского района Ростовской области. Это первое издание такого рода о селе, основанном более двух столетий назад. Над ней работали историки, географы, социологи и этнолингвисты. Они использовали документы архивов и музеев, воспоминания очевидцев. Свидетельства прошлого, а также результаты собственных опросов сделали издание уникальным.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Жители села связывают его основание с возвращением Степана Разина из каспийского похода в 1669 году. По преданию он разбил здесь свой лагерь. Однако первые документы, известные историкам, датируются концом XVIII века. И это ставит под сомнение красивую легенду. В живописных местах дельты Дона издревле занимались охотой, рыбной ловлей и земледелием. Трудно поверить, но в 1795 году в Кагальнике проживало 765 человек, а в крепости св. Дмитрия Ростовского (будущий Ростов-на-Дону) – 1020. По переписи 1897 года почти 99% жителей села составляли украинцы. В конце XIX века в селе было открыто почтовое сообщение, причем созданное на средства самих жителей. В середине XIX века здесь раньше, чем в других окрестных селах, появилась первая школа, а к началу следующего столетия – и первые медицинские учреждения. В конце 1920-х годов был разработан проект строительства глубоководного морского порта регионального значения и судоходного канала в Приазовье. Выбор акватории порта стоял между Азовом и Кагальником, Ростовом и Таганрогом. Однако порт здесь так и не появился. Тем не менее, долгие годы речной транспорт связывал поселок с Ростовом, Новороссийском и Азовом. В послевоенное время в Кагальнике работали два рыболовецких колхоза, моторно-рыболовная станция, рыбоперерабатывающий цех и другие предприятия. Рыбаки выходили в море на трофейных румынских кораблях. В 1956 году, за год до московского международного фестиваля, здесь прошел первый фестиваль молодежи. В 1964 году в окрестностях села были найдены остатки трогонтериевого мамонта. После 18 лет восстановительных работ он выставлялся не только в Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике, но и в Японии.

Упадок села в 1990-е годы связан не только с годами реформ. Истощились запасы некогда самого рыбного в мире Азовского моря. Несколько лет назад в Кагальнике была открыта одна из крупных научных баз ЮНЦ. Интересно, что ее здание было построено на месте пустующего цеха по переработке рыбы. Теперь здесь проходят практику студенты. В лаборатории аквакультуры исследуют ценные породы рыб. Академическое учреждение обеспечило рабочими местами 20 кагальничан. Близ села швартуются научно-исследовательские суда, на которых ученые уходят в экспедиции по Азовскому, Черному и Каспийскому морям. – Мы ставили целью открыть читателям не только мир подзабытых обычаев, традиций и нравов. Перед нами стояла еще одна задача. С момента своего вхождения в состав Российской Империи Кагальник был одним из самых динамично развивавшихся сел Приазовья, – рассказывает один из авторов книги, председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов, – В конце XVIII века по численности населения он лишь на четверть уступал Ростову и почти в три раза превосходил г. Азов. Сейчас в Кагальнике почти в два раза меньше жителей, чем столетие назад. Мы хотели рассказать об осуществившихся и нереализованных возможностях на протяжении двух с лишним столетий и показать, что потенциал этого села может быть реализован уже на новом витке истории.

Село все еще переживает не лучшие времена, однако, уже через несколько лет его жизнь может резко измениться. Будет ли это связано с развитием близ порта Катон игорной зоны или со строительством водного канала «Евразия» – покажет время. В любом случае Восточное Приазовье с каждым годом становится все более привлекательным для инвесторов. Здесь уже сейчас реализуются крупнейшие на Дону инвестиционные проекты по строительству современных предприятий пищевой промышленности и сельхозпереработки, создается необходимая инфраструктура.

Ученые уверены, что книга, написанная в жанре локальной истории, станет событием и обещают, что исследования сел Приазовья будут продолжены.
Отметим, что книга вышла небольшим тиражом – 500 экземпляров, и будет рассылаться по библиотекам бесплатно.

Автор: Вероника Белоцерковская, ЮНЦ РАН


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее