Осетры с микрочипами против браконьеров

Биологи научились различать легальную и браконьерскую икру, используя генетические маркеры.

Как отличить легальную черную икру от браконьерской? Проблема эта более чем актуальна, ведь численность русского осетра в Каспийском море за последние 15 лет упала в 40 раз. В Азове половозрелых осетров вообще почти не осталось. Популяция белуги – самой крупной из осетровых рыб – в еще более катастрофическом состоянии. Чтобы сохранить оставшиеся популяции, с 1 августа 2007 года в России введен запрет на продажу черной икры на рынках, а весь «конфискат» подлежит уничтожению. Ловить осетровых можно только для научных целей и разведения.

Разведением осетровых рыб сейчас в стране занимаются около 50 хозяйств, но получают икру только в нескольких из них. Икра, произведенная в аквакультуре, сегодня маркируется. Но часто случаются подделки маркировки.

За решение проблемы взялись в лаборатории молекулярной генетики гидробионтов Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО). Здесь научились отличать, от какого вида осетровых рыб получена икра. По внешнему виду можно отличить осетровую икру от белужьей или стерляжьей, продукция же разных видов осетров неразличима.

Николай Мюге и его коллеги из ВНИРО нашли решение проблемы. Они выделили фрагменты митохондриальной ДНК, по которым различаются геномы разных видов осетровых, обитающих в России, и создали тест-систему, включающую набор видоспецифических олигонуклеотидов. Используя эти маркеры, можно провести полимеразную цепную реакцию (ПЦР), которая не занимает много времени, и результат которой сразу укажет вид осетра.

Все самки осетров на рыбоводных хозяйствах теперь проходят «паспортизацию»: каждой из них под кожу вживляется электронный чип с номером. А по маленькому кусочку плавника от этой самки ученые проводят генотипирование рыбы. Сотрудники лаборатории молекулярной генетики анализируют ДНК самок по нескольким генетическим маркерам, так называемым, микросателлитам – эти последовательности нуклеотидов различаются индивидуально. Для каждой самки осетровых они составляют «генетический паспорт», так что в дальнейшем можно по образцу икры выяснить, какой самке принадлежит икра. И если ДНК икры не совпадает с ДНК зарегистрированной самки-производительницы, то это – икра от «дикой» самки, то есть, браконьерская.

Автор: Надежда Маркина