Мир воды Санкт-Петербурга

«Водоканал» Санкт-Петербурга создал музей воды и привлек к работе раков.

Питерская компания «Водоканал», создала музей «Мир воды Санкт-Петербурга» еще в канун 300-летия северной Венеции. Но скептицизм к ортодоксальным проектам все эти годы удерживал корреспондента «Науки и жизни» от желания засвидетельствовать новоявленный комплекс. И только настоятельные рекомендации коллег, бывавших здесь, сподвигли, наконец, на это шаг.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Забегая вперед, скажу, что после осмотра экспозиции, сожалел, что не побывал в музее раньше. Безусловно, это не дворцово-парковые ансамбли Царского села или фонтаны Петродворца, но более, чем красноречив, такой факт: только за три года музей воды посетило 170 тыс. человек. Гостями были известные политики, деятели культуры и науки, представители королевских семей. В книге отзывов, например, оставили записи представитель правящей королевской династии Великобритании принц Чарльз, мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков, скульптор Михаил Шемякин и другие. По словам коллег из пресс-центра «Водоканала», на экскурсии принц Чарльз, в частности, проявил большой интерес к экспонатам, в первую очередь, к фильтрам английской работы, установленным на петербургском водопроводе в 1880-х годах. Он задавал экскурсоводам много вопросов. Ознакомившись с экспозицией, принц Чарльз расписался в книге почетных посетителей, по-британски, лаконично оставив лишь имя и дату визита.

Знакомая с детства полстаметровая водонапорная башня у главного проспекта северной Венеции – реки Невы, доминирующая в архитектурном ансамбле напротив Таврического дворца, признаться честно, сразу как-то не вдохновила. Между тем, красного кирпича «водокачальня», как утверждает путеводитель, яркий образец индустриальной архитектуры, была возведена в 1861 году по проекту архитекторов Эрнеста Шуберского и Ивана Мерца. Правда, сразу бросилась в глаза, внешне похожая на ледяной столп Мерца, цилиндрическая лифтовая пристройка последних лет из прозрачных стеклоконструкций, вплотную примыкающая к башне. На территории садика вокруг башни – оригинальные фонтаны, скульптура водовоза – своеобразная интродукция к основной музейной теме. Тем не менее, проходя по любовно ухоженному садику у «Водоканала», воображение еще рисовало оставшиеся в памяти картинки от посещения некоторых музеев на промпредприятиях: наспех покрашенное, ржавчиной изъеденное, оборудование, станки, выпускавшаяся продукция в унылых помещениях с пожелтевшими картинками, фотографиями из незапамятных времен.

Главный специалист музейно-выставочного комплекса Мария Ерофеева, предложила присоединиться к очередной экскурсии. Экспонаты, макеты, инсталляции, мультимедийные экспозиции музея рассказывают об истории, современном состоянии и перспективах водоснабжения и водоотведения города, использовании воды в быту, состоянии водных ресурсов.

В холле сразу привлекает внимание необычный фонтан, который, по словам Ерофеевой, символизирует предприятие «Водоканал» и мир воды в целом.

Собеседница подчеркивает, что в обычных фонтанах Петербурга расходуется неоправданно большое количество питьевой воды из городского водопровода. В музейном фонтане используется ограниченный объем воды, который движется по замкнутому циклу: вода струйками вниз стекает по натянутым струнам и затем подымается наверх.

Осмотр продолжаем с левого крыла первого этажа, где расположен мультимедийный комплекс – инновационное решение в оформлении музейно-выставочного пространства, в подаче информации о водоснабжении и водоотведении. В затемненном холле – большой макет центра пятимиллионного мегаполиса в масштабе один к пятистам, выполненный Институтом архитектуры. В мгновение ока вдруг всё оживает вокруг, подсвечивается, переливается огнями.

Здесь же, на жидкокристаллическом экране документальная кинолента повествует посетителям о значении воды в природе и гидротехнических сооружениях города на Неве. Поднимаясь на балкон, наблюдаем, как внизу, на полу холла широкой светящейся лентой струится Нева, справа и слева разноцветными струями впадают приточные водоемы, по берегам подсветка выхватывает жилые кварталы. У впадения Невы в Финский залив ее горделивый нрав обуздал комплекс защитных сооружений от наводнений. Когда речь в документальном фильме заходит о водозаборе и водоотведении, на специальную карту проецируется сетка водопроводных и канализационных труб. Гостей приглашают затем на экскурсию по «подземельям», в символические подвалы жилых домов, где показано, куда девается вода из квартир, как функционирует канализационный коллектор. Поднимаемся на третий этаж: одна из экспозиций посвящена воде в истории человеческой цивилизации и рассказывает о водоснабжении и канализации у народов Месопотамии, Египта, Ассирии, Китая, древней Греции и Рима, а также средневековой Европы. Отдельно экспонаты повествуют о воде на Руси, здесь можно познакомиться с культурой потребления воды в быту и русской баней.

Вторая часть экспозиции третьего этажа посвящена Санкт-Петербургу и рассказывает о водоснабжении и канализации города с момента основания до 1858 года. Отдельно представлены экспонаты, посвященные праздникам на воде, борьбе с пожарами, наводнениям в нашем городе.

На четвертом и пятом этажах собраны экспонаты о водоснабжении и водоотведении Петербурга с 1858 по 1917 годы. По словам гида, 1858 год выбран для разделения экспозиции неслучайно. Этот год является эпохальным в развитии городского водоснабжения. Именно 10 октября 1858 г. Александр II утвердил устав «Акционерного общества Санкт-Петербургских водопроводов». С этой даты ведет историю петербургский «Водоканал». Экспозиция рассказывает о проектировании и строительстве водопроводных и канализационных сетей, развитии водоочистных систем, контроле качества воды. Целые разделы посвящены использованию воды в быту, а также профессиональному обучению, научным исследованиям, изобретениям в области водоснабжения и канализации.

Обращают внимание две витрины. На одной выставлены находки, обнаруженные на территории Главной водопроводной станции, на другой – емкости для жидкостей конца ХIХ - начала ХХ в. На пятом этаже воссоздан интерьер кабинета Управляющего Санкт-Петербургскими водопроводами.

Петербургский "Водоканал" с этого года полностью отказался от очистки питьевой воды с помощью газообразного хлора. Директор ГУП "Водоканал СПБ" Феликс Кармазинов подчеркнул, что "мы стали первым в мире мегаполисом, который очищает всю питьевую воду ультрафиолетом", пообещав, что "последний баллон с хлором будет вывезен с территории предприятия предстоящим летом".

Руководитель "Водоканала" пообещал, что через несколько лет Петербург "покинет список городов, загрязняющих Балтийское море". "Когда-то наш город был одним из главных загрязнителей Балтики – Хельсинская Комиссия по охране морской природной среды Балтийского моря выделила среди объектов "Водоканала" 13 "горячих" точек, влияющих на экологическую обстановку, сейчас из них осталась только одна", - сообщил Кармазинов.

Гендиректор "Водоканала" пообещал, что Петербург полностью решит проблему организации очистки сточных вод в 2010 году. С вводом в эксплуатацию одного из важнейших объектов очистной системы – Северного коллектора, в городе будет очищаться 95-97% сточных вод. Этот объем соответствует мировому уровню: "стопроцентной очистки сточных вод нет ни в одном городе мира", - пояснил Кармазинов. Сейчас в Петербурге очищается около 85% от общего количества стоков, поступающих в систему водоотведения. В 2007 году Петербург завершил создание комплексной системы утилизации осадка сточных вод за счет открытия двух новых заводов по сжиганию иловых осадков.

Кстати, «Водоканал» в Петербурге трудоустроил у себя раков, ранее без дела прозябавших в пригородных водоемах. Они следят за состоянием водопроводной воды на Главной водопроводной станции. Здоровье членистоногих от такой работы не пострадает. Раки на службе города – это не шутка, но весьма надежный контроль качества воды, считает Феликс Кармазинов. По его словам, за рубежом пробовали проверять воду с помощью рыбок, но рыбкам приходилось несладко – от воды плохого качества они просто погибали. «Водоканал» отнесся к ракам более гуманно: на спину ракам прикрепляют сенсорные датчики, которые фиксируют сердцебиение. Если качество воды ухудшается, то это немедленно отражается на «кардиограмме». При этом раков рассматривают как полноценных работников: три дня они работают, а затем отдыхают. Как говорит Феликс Кармазинов, «обращаться к этим ракам надо на Вы», а с пивом к ним и вовсе не стоит подходить. Вода становится чище и в Финском заливе, запущены Юго-Западные очистные сооружения. Ежедневно через них проходит 330 тыс. кубометров сточных вод, которые очищаются по самым современным технологиям.

Автор: Николай Крупеник


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее