Наночастицы против синегнойной палочки

Исследователи из университета Северной Каролины (США) нашли способ борьбы с опаснейшими бактериями, устойчивыми ко всем антибиотикам.

Внутрибольничная инфекция – кошмар клиник всего мира. Синегнойная палочка (Pseudomonas aeruginos) – один из ее видов, весьма устойчивый ко всем известным антибиотикам. Для борьбы с этим патогеном в ход идут все возможные методы – новейшие антибиотики, классические антибактериальные препараты (например, ионы серебра) и даже фототермическое разрушение клеток. Сам организм наряду с прочими способами использует оксид азота NO, который участвует в выработке макрофагов и других клеток воспалительного ответа.

К оксиду азота чувствительны как грамположительные, так и грамотрицательные бактерии, причем концентрация газообразного NO, смертельная для микробов, безопасна для клеток млекопитающих. Казалось бы, вот он – готовый метод терапии с помощью оксида азота. Но доставить его к бактериям – задачка не из легких. Сначала были попытки использовать небольшие молекулы, например, комплексы NO с металлами. Однако для достижения антибактериального эффекта требовались довольно высокие концентрации таких соединений, поскольку в водной среде NO высвобождается слишком быстро, не достигая цели.

Исследователи из университета Северной Каролины (США) предложили заключить NO в наночастицы диоксида кремния, и придумали, как это сделать. Размер используемых частиц диоксида кремния 136 нм. Чем же они хороши? Прежде всего, они обеспечивают большее время высвобождения газообразного оксида азота, который, к тому же, требуется в меньших концентрациях (см. рисунок).

Ученые показали, что созданные ими наночастицы-доноры оксида азота эффективны для борьбы с синегнойной палочкой in vitro («в пробирке»). Кроме того, ни сами по себе частицы, ни выделяемый ими оксид азота не наносят вреда фибробластам мыши. Таким образом, новая стратегия борьбы с патогенами обещает быть успешной. Теперь остается ждать, что покажут испытания in vivo.