Неандертальцы вымерли, потому что не умели шить

Неандертальцы вымерли потому, что они не умели изготовлять многослойную теплую одежду, полагают австралийские ученые. То есть наступивший ледниковый период застал их врасплох.

Неандертальцы начали вымирать 30-35 тысяч лет тому назад – перед максимальным наступлением ледника. До сих пор считалось, что они не выдержали конкуренции с современным человеком (человеком разумным), то есть произошло поглощение (или вытеснение) одного вида другим. Параллельно существовала другая точка зрения: человек разумный не истреблял другой вид и не был причиной его вымирания и что, скорее всего, неандертальцы вымерли сами, по естественным причинам.

Напомним, что артефакты, найденные пару лет назад в пещерах Гибралтара исследователями из музея Гибралтара, привели их к заключению, что современные люди и неандертальцы сосуществовали в течение тысячи лет, что опровергало господствовавшую ранее гипотезу, что последние вымерли ещё до того, как Гомо Сапиенс расселились по Европе.

В качестве естественной причины вымирания неандертальцев ученые обычно называют недостаток пищи, который в условиях наступившего холода привел их к гибели. Напротив, человек разумный, благодаря более совершенным орудиям и навыкам охоты мог добывать достаточно еды и поэтому успешно пережил последний ледниковый период.

Ян Джиллиан ( Ian Gilligan) и его коллеги из Австралийского государственного университета не согласны с этим: они считают, что неандертальцы были достаточно умелыми охотниками, но в чем они уступали современному человеку – так это в орудиях для изготовления теплой одежды. Хотя они начали осваивать некоторые швейные навыки, это ремесло у них было лишь в зачатке. Эту догадку австралийские ученые опубликовали в последнем выпуске журнала World Archaeology.

Человек разумный имел в своем арсенале каменные лезвия и костяные иглы для сшивания шкур, и с их помощью мог шить многослойную одежду: верхнюю и нижнюю. «Они умели шить одежду, как портные, подгоняя ее по фигуре», – подчеркивает Ян Джиллиан. Люди овладели этими навыками еще 90 тысяч лет тому назад, что помогло им выжить на пике ледникового периода.

Неандертальцы были физически лучше приспособлены к холоду, но это преимущество обернулось их поражением. До того, как наступили холода, они вполне довольствовались простой однослойной одеждой из шкур, у них не было стимула к тому, чтобы совершенствовать искусство кройки и шитья. Джиллиан ссылается на данные о том, что резкое понижение температуры произошло внезапно: «как будто выключили обогрев». Средняя температура упала более чем на 10 градусов. Неандертальцы оказались к этому не готовы. Хотя некоторые их группы, живущие на территории современной Франции, начали развивать изготовление орудий шитья, у них не хватило времени для их совершенствования.