Алексеев Александр Сергеевич
Уважаемый Султан,
к сожалению, другого способа, кроме как думать и сравнивать, не существует, в том числе для тех, у кого образование сугубо историческое. Я, к примеру, чтобы разобраться в ходе мировой истории, был вынужден написать многотомные «Всемирные хроники». Что касается авторитета… У меня есть любимые (следовательно, авторитетные для меня) авторы; но я их выбрал потому, что сравнивал с другими, и понял, что могу им доверять. Ведь научные сочинения отличаются от ненаучных тем, что их авторы ведут постоянный спор друг с другом; каждая точка зрения, каждый источник подвергаются критике. А когда пропагандируют «Влесову книгу», которую никто вживую не видел, – это совсем другая история.
Разобраться во всех исторических процессах вряд ли удастся и Вам, и кому бы то ни было другому. Но ведь история – это жизнь и деятельность людей, а людей в среднем понять можно (отдельного человека гораздо сложнее). Можно понять и отдельные народы, но для этого опять же нужно читать, наблюдать, сопоставлять. И ещё нужно:
1) иметь желание докопаться до правды, узнать, как было на самом деле (большинство людей не хотят знать правду);
2) не верить одной стороне, пока не выслушаешь другую; если оппонентам слова не дают – значит, что-то нечисто;
3)не ограничиваться объяснениями, лежащими на поверхности, даже если они вам по сердцу; задавать дополнительные вопросы. Если мне говорят, что НАТО приближается к нашим границам, я себя спрашиваю, почему она это делает: хочет на нас напасть или боится, как бы мы чего не выкинули в Прибалтике, Польше и т. д.
4)очень полезно, осуждая кого-то, попытаться поставить себя на его место; хотя люди и народы все разные, польза от такой подстановки есть, и немалая.
Что касается национальных культур, с ними, мне кажется, происходит следующее.
Глобализация, конечно, придаёт разным нациям общие черты. Появляются межнациональные субкультуры – хиппи, рокеры, байкеры, растаманы, анимэшники и т. п. Но космополиты, в общем-то, существовали всегда со времён, по крайней мере, Эхнатона. В целом же поколебать национальную самобытность глобализация не в состоянии (пока, по крайней мере). Японцы, как ни удивительно, внешностью становятся всё более похожи на европейцев, но жизнь их устроена принципиально иначе, чем в Европе или США. Мы в России особенно легко западаем на иноземные цацки, у нас особый дар перенимать всё внешнее. Но оттого, что мы стали носить джинсы, пить кока-колу и пользоваться Интернетом, наша страна, как видите, не сделалась похожей ни на Европу, ни на США. А к добру это или к худу, решайте сами. Да, мы напичкали свой язык английскими словами, но оснастили их таким количеством русских префиксов, суффиксов и флексий, что изменили до неузнаваемости. К тому же язык – это не столько словарный запас, сколько грамматика, а она меняется чрезвычайно медленно. То же с национальной культурой в целом. Наш средний человек может забыть Толстого (которого он и раньше не больно-то читал) и пристраститься к Шелдону – менталитет его при этом существенно не изменится.
Вот эпизод из американского фильма. Девушка из пиццерии, португалка по национальности и американка по воспитанию, знакомится с парнем из богатой и аристократической семьи, студентом престижного университета. Утром в постели он ей признаётся, что из университета его вышибли за списывание. То есть он попался на обмане. И они очень серьёзно обсуждают эту проблему, и он ей обещает, что больше подобное не повторится. Согласитесь, в нашей стране подобная картинка выглядела бы совершенно абсурдно – менталитет другой. Так что глобализация нас голыми руками не возьмёт, с нами ей здорово придётся повозиться.