Валерий Александрович Кувакин
Уважаемый Султан Усувалиев,
Спасибо за оценку моих знаний как «хороших, качественных», хотя вопрос об объективных критериях научного рейтинга того или иного ученого – это большая и сложная методологическая проблема. Теперь отвечаю на Ваши вопросы по порядку.
А. На вопрос о том, что представляет собой выпускник философского факультета может быть формальный ответ, и он зафиксирован в нормативных документах Минобрнауки. Я же могу дать свою собственную оценку, исходящую из моих личных наблюдений и представлений о том, каким он должен быть. То, что он стал больше соответствовать сути предмета изучения, т.е. философии, – это следствие того, что с нее сняли ярмо «идеологического оружия партии» и жесткий контроль за анкетными данными абитуриентов. Теперь к нам идут не по рекомендациям ЦК КПСС или обкомов, а по собственной воле. Идут те, кто искренне интересуется философией. Конечно, есть и процент случайных людей, но это можно сказать и о любой другой области знания. Характерно, что даже в самые экономически трудные годы – первая половина 90-х гг. – конкурс на философский факультет МГУ был традиционно высоким. Думаю, что решающим в качестве знаний выпускника философского факультета является сила мотивированности, интереса человека к избранной специальности. Все остальное – второстепенно. К сожалению, эта тяга может уменьшаться уже на 2 или 3 курсе. Тогда я советую студентам проанализировать причины проблем и делать, прежде всего, то, что зависит он них самих, в первую очередь, «мотивировать мотивированность».
Б. Дать однозначное определение гуманизму невозможно и не нужно, т.к. это мировоззрение. Может существовать и на деле существует неопределенно большое многообразие гуманистических мировоззрений, как и хороших людей. Самое короткое из таких определений: «Гуманизм – это осознанная гуманность». Определение, которое дали мы – И.М. Борзенко, В.А. Кувакин, А.А. Кудишина – авторы учебного пособия по современному гуманизму в книге «Человечность человека», выглядит так: «Гуманизм – это мировоззрение, которое провозглашает ценность человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей, на свободное и ответственное участие в жизни мира и общества».
В. В широком смысле связать здравый смысл и философию легко: философия не должна исключать здравого смысла, иначе это будет что-то бредовое. Однако в ряде случаев философы с некоторым высокомерием относятся не только к здравому смыслу, но даже к разуму. Таковы по большей части всякие иррационально-мистические философские школы, фанатичные приверженцы «диалектической логики» и т.п. Но, тем, кто высмеивает здравый смысл, который можно определить как «чутье на истину» (А. Круглов), практически не удавалось удалить разум и этот смысл из своих работ и тем более из своей жизни.
Г. «Тренировать мозг», конечно, желательно, особенно россиянам, существенно занижающим, по сравнению со среднеевропейским уровнем, оценку разума. В более точном смысле нужно тренировать не мозг, а наши интеллектуальные способности. Здесь важно понять не просто то, что все мы мыслим ввиду самой природы человека, а то, что этот «инструмент» можно и нужно совершенствовать и грамотно применять. Я бы выделил три общих процедуры, помогающих решать эту проблему: всерьез признать, что у тебя есть разум, который отличает тебя от всего иного в этом мире и делает, возможно, самым адаптивным и совершенным существом во всей Вселенной; по достоинству оценить этот поистине бесценный дар; учиться навыкам, методам, технологиям практической реализации этого уникального и бесконечного по своим возможностям человеческого качества. В конце концов, разум – это ценность. И когда ее разумно соотносишь и вписываешь в общую систему своих нравственных, гражданских, эстетических, экологических и иных ценностей, тогда шанс быть порядочным и творческим человеком возрастает на много порядков. Что же касается работы Эразма Роттердамского, то она отражает дух времени и уровень знаний о человеке, доступный этому великому гуманисту эпохи Ренессанса. Чтобы глубоко понять ее, нужно изучать это произведение контекстуально и исторически, т.е. в какой-то мере знать и чувствовать культуру этого периода.
И «как все-таки развиваться?» Во-первых, твердо и мужественно признать, что рецепта на это вопрос нет и быть не может. Мой общий и открытый ответ: так, чтобы жить полной, творческой и счастливой жизнью. Путь к такой стратегии лежит через осмысление и возможно более адекватную оценку окружающего, своих внутренних ресурсов и жизненных целей. Содержание нашей жизни определяют (1) наши естественные потребности, которые в принципе у всех одинаковы, но генетически различны в степени выраженности и связях между собой, в комбинациях; (2) условия существования, которые определяют возможности удовлетворения наших потребностей.
Общечеловеческие нормы помогают понять, какие из наших потребностей позитивны и конструктивны, а какие негативны и разрушительны. На основе нашего неисчерпаемого внутреннего позитива и жизненного контекста выстраивается или может выстроиться жизнь каждого из нас. Это и будет реализация и самореализация человека – уникального шанса и возможности, динамичного проекта и «великого обещания» (Ф. Ницше).