Противостояние карлика и гигантов: Юпитер, Плутон и Сатурн в июле 2020 года

В июле 2020 года вместе с планетами-гигантами Юпитером и Сатурном в созвездии Стрелец противостояние проходит и карликовая планета Плутон.

Время противостояния – наилучшее время для наблюдения планет. А это значит, что есть уникальный шанс рассмотреть планеты-гиганты во всех подробностях! Но даже в это время планеты-гиганты видны невысоко над южным горизонтом. В эти дни они появляются над горизонтом после 21:00 и достигают максимальной высоты после полуночи. Юпитер находится в 7° правее (западнее) Сатурна и в 1,5° правее (западнее) Плутона.

Противостоянием планет называют такое расположение небесных тел, когда их центры оказываются точно на одной прямой, при этом Земля находится между Солнцем и планетой. В противостоянии планета пересекает небесный меридиан в полночь, располагается ближе всего к Земле и имеет максимальный блеск, продолжительность ночной видимости планеты – максимальна, угловые размеры планеты на небе – наибольшие в году. Моменты противостояния являются наилучшими для наблюдения внешних планет (от Марса до Нептуна) и астероидов, поскольку в это время планета находится на минимальном расстоянии до Земли и ее диск полностью освещен Солнцем.

ДНИ ПРОТИВОСТОЯНИЙ:

ЮПИТЕР:

14 июля 2020 года в 11:00 мск Юпитер в точке противостояния с Солнцем, блеск планеты достиг почти минус 3 звездной величины (– 2,8m), что делает его третьим по яркости объектом на ночном небе после Луны и Венеры. Дистанция в 4,14 а. е. (619,33 млн. км) от Земли в эти дни обеспечивает наибольший видимый диаметр Юпитера на небе в 48 угловых секунд, что позволяет разглядеть больше деталей на диске планеты. Юпитер в этот период виден как яркая «звезда» на ночном небе. Даже в небольшой телескоп или в сильный бинокль хорошо видны четыре галилеевских спутника Юпитера: Ио, Европа, Ганимед и Каллисто, а на его диске – две темных полосы облаков, параллельных экватору.

ПЛУТОН:

15 июля 2020 года Плутон в противостоянии с Солнцем. Лето 2020 – лучшее время в этом году для наблюдений далекой карликовой планеты. Плутон передвигается по созвездию Стрелец и находится на дистанции 33,06 а.е. от Земли. Видимый угловой диаметр Плутона на небе всего 0,13 угловых секунды и при блеске +14,3m он никак не отличается от окружающих звезд. Чтобы заметить Плутон среди мириад звезд потребуется телескоп с диаметром объектива не менее 250 мм, ясное прозрачное небо вдали от городской засветки и поисковые карты.

САТУРН:

21 июля 2020 года в 02:00 мск Сатурн в точке противостояния с Солнцем, блеск планеты достигнет нулевой звездной величины, а видимый диаметр планеты составит почти 18,5 угловых секунд! Сатурн располагается левее (восточнее) яркого Юпитера. В телескоп можно увидеть кольца планеты-гиганта, а из свиты его многочисленных спутников с помощью любительских средств легко увидеть только самый большой – Титан. В 2020 хорошо виден северный полюс Сатурна.

Кольца Сатурна

Кольца Сатурна сейчас развернулись так, что при наблюдении с Земли они близки к своему максимальному раскрытию и видны практически в любой любительский телескоп. В 2016 году кольца Сатурна раскрылись на максимальный угол, когда лучше всего виден северный полюс планеты, сейчас начался обратный процесс, угол раскрытия колец будет уменьшаться до 2024 года. Вид колец меняется от года к году, так как они наклонены к плоскости эклиптики на 26°.

Кольца перестают быть видны, когда наблюдатель находится точно в плоскости колец. Это происходит два раза за полный оборот Сатурна вокруг Солнца (29,5 лет) – через 13,75 и 15,75 лет. Последнее «исчезновение» колец наблюдалось в 2009 году, следующее – в 2024 году. В период с 1995 по 2008 года мы могли наблюдать южный полюс планеты, сейчас же и до 2023 года хорошо будет виден северный полюс Сатурна и обращённая к нему сторона его колец. Итак, в период противостояния и все лето 2020 года – хорошая возможность понаблюдать северный полюс Сатурна.

После противостояния Сатурн будет постепенно приближаться на небесной сфере к Солнцу, все больше сокращая часы для наблюдений вплоть до соединения с Солнцем 24 января 2021 года.

Московский Планетарий