Выставка «Аста Бржезицкая. Театр и литература в творчестве скульптора» открылась в Театральном музее им. А.А. Бахрушина 2 августа

За свой долгий творческий путь Аста Давыдовна Бржезицкая (1912–2004 гг.) создала более пятисот работ. Её фарфоровые шедевры можно увидеть не только в музеях России, но и за рубежом – от Японии до Канады. Что неудивительно – ведь ее называют «королевой фарфора». Удивительнее другое: эти уникальные по своей художественной ценности скульптуры, вошли и остались частью, своего рода символом, быта советской семьи. Наверное, именно в этом и проявился талант мастерицы – соединять высокое и обыденное.

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Экспозиция выставки построена таким образом, чтобы подчеркнуть, насколько личностным взглядом обладала Аста Давыдовна, как много ей удавалось привнести своего в, казалось бы, известный мотив. Каждый экспонат рассказывает об авторе – о его пристрастиях, характере, темпераменте. Вот перед нами вдохновлённый, парящий над слушателями Хлестаков Андрея Миронова в скульптурной группе «Ревизор» ( по мотивам спектакля В.Н. Плучека в Театре Сатиры); группа приятелей в бане режиссёра Эльдара Рязанова и кинодраматурга Эмиля Брагинского в работе «С лёгким паром». Рабочие Дулевского завода тотчас окрестили новое произведение Асты Давыдовны «Одна шайка-лейка».

Сколько живого чувства вносит она в свои творения, посвященные Пушкину? Вот поэт в кругу семьи, с любимой женой и детьми. И в то же время мы ощущаем – еще минута, он выйдет из комнаты, переоденется и поедет на Черную речку…

А сколько веселого задора в таких скульптурных композициях, как «Три мушкетёра», «Принцесса на горошине», «Ковёр-самолёт», «Бременские музыканты», «Бегство в Египет», «Каштанка», «Человек в футляре», выполненных по произведениям классиков отечественной и мировой литературы А. Дюма, М. Твена, Г.Х. Андерсена, братьев  Гримм, А.П. Чехова.

В десять лет маленькая Аста оказалась на спектакле «Принцесса Турандот» в театре им. Вахтангова. Спектакль поразил ее воображение. Наверное именно тогда и зародилась ее особенная любовь к театру, что вылилась в неповторимые скульптурные композиции.

Яркое и динамичное цирковое искусство и неуловимая тема музыки тоже нашли отражение в точных и ясных скульптурных формах («Трубачи», «Цирк», «Моцарт»).

Экспозиция выставки «Аста Бржезицкая. Театр и литература в творчестве скульптора» построена на материалах из фондов Бахрушинского музея, но неоценимый вклад внесли Нина и Вадим Гинзбурги, которые предоставили работы из личной коллекции.

Выставка  будет открыта до 26 августа 2012 г.

Автор: Людмила Синицына


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее