Интерактивная выставка «РеКонструкция шума» в Политехническом музее

В Центральном Выставочном комплексе Политехнического музея 27 июня открылась необычная выставка – «РеКонструкция шума».

 

Директор музея Борис Георгиевич Салтыков перед тем, как разрезать ленточку, признался: «Когда я в детстве смотрел фильм «Два капитана», то огромное впечатление на меня произвел и шум моря, и ветер, хлеставший паруса, – все это создавало незабываемое ощущение непосредственного присутствия. И вот сегодня мы можем с Вами сами не просто увидеть, какие аппараты имитировали эти звуки на экране, но и попробовать их воспроизвести».

 

Да, это интерактивная выставка, на которой экспонаты можно и нужно(!) трогать.

Это выставка, где главный участник – зритель, представляет собой одновременно технологическую лабораторию «театра шумов» и пространство целого арсенала звуковых инсталляций. Их основой стали реконструкции шумовых аппаратов «полузабытого и полулегендарного» актера и изобретателя В.А. Попова (1889–1968). Именно эти аппараты стали в свое время революцией в создании звуковой и пространственной иллюзии. Начиная с 1910-х годов, по-новому зазвучали все знаменитые спектакли МХАТ и МХТ-2, Театра им. Вахтангова и многих других. В руках посетителей выставки из экспонатов они превратятся в настоящие инструменты, которые использовались для звукового оформления театральных постановок и кинофильмов в России в первой половине ХХ века. Посетители выставки могут извлечь целую «симфонию шумов» – от простых, но остроумных приспособлений до сложных устройств с небывалой реалистичностью имитировавших любые звуковые явления жизни: топот копыт по мостовой и по дороге, грохот трамвая, шум переката, пение сверчка и шорох насыпаемого в мешки овса.

 

На сегодняшний день подобного ансамбля шумовых аппаратов не существует ни в театрах, ни на киностудиях: уникальная техника стала раритетом, а «звуковая иллюзия» полностью заменена цифровым аналогом.

 

Экспозиция состоит из 4 разделов, исходя из тематики шумов: природные, транспортные, батальные, индустриальные. Целых 19 видеопроекций призваны воссоздать ту зрительную среду, ради которой во многом и разрабатывались эти шумовые аппараты. Каждый посетитель получает возможность «поиграть» в профессионального «озвучателя» и создать звуковую среду наиболее подходящую к кадрам на экране. Партнерами проекта выступили – Музей МХАТ, Музей кино, «КИНОпередвижка», предоставившие уникальные архивы и редчайшие фотографии.

 

Взаимодействуя с шумовыми машинами, воссозданными в максимально аутентичном виде, зритель сможет не только стать свидетелем рождения звука в спектаклях Станиславского и фильмах Эйзенштейна, но и окунуться в футуристические 1920-е с их шумовыми экспериментами, которые Попов во многом перенес в новую эпоху. Расположение звуковых аппаратов позволяет создать внутри выставки неожиданный эффект творческой среды, а посетители «РеКонструкции шума» неминуемо составят своего рода шумовой оркестр. Свидетелями его сценической версии зрители стали на премьере проекта «Реконструкция утопии» Музыкальной лаборатории театра «Школа драматического искусства».

 

Этот выставочный эксперимент проходит в рамках празднования 140-летнего юбилея главного национального музея науки и техники и предполагает дальнейшее экспонирование на других площадках и в других городах России. Выставка продлится до 16 сентября 2012 года.


Фото Людмилы Синицыной

Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации
Наука и жизнь // Иллюстрации

Автор: Людмила Синицына


Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее