Груз пыльцы

Пермские насекомые носили на себе пыльцу

Окаменелость с насекомым из рода Tillyardembia и скопление пыльцы на его теле крупным планом. Иллюстрация: Александр Храмов / Палеонтологический институт им. А. А. Борисяка РАН

Сотрудники Палеонтологического института им. А. А. Борисяка и Силезского университета в Катовицах описывают в Biology Letters доисторических насекомых, живших около 280 млн лет назад (то есть в ранней перми), на которых нашли растительную пыльцу. Сами насекомые относятся к роду Tillyardembia. Это были небольшие, длиной около 1,5 см существа, хотя и крылатые, но большую часть времени проводившие в лесной подстилке. На деревья они поднимались за пыльцой, которой питались. В коллекции Палеонтологического института есть несколько сотен окаменелостей с Tillyardembia, и у шести из них удалось увидеть пыльцу на голове, ногах, груди или брюшке. Скорее всего, пыльца легко смывалась с тела погибших насекомых, поэтому лишь немногие смогли пронести её на себе сквозь миллионы лет.

То, что Tillyardembia не только ели пыльцу, но и носили её на себе, не обязательно свидетельствует о том, что они играли какую-то роль в опылении. Однако с них могла начаться эволюция настоящих опылителей. До сих пор самые древние насекомые с пыльцой на теле относились к средней эпохе юрского периода, которая длилась с 174,1 до 163,5 млн лет назад. С новыми данными получается, что носить на себе пыльцу насекомые начали намного раньше, и, вероятно, эволюция опылителей тоже началась раньше. Со своей стороны сотрудничество должны были одновременно налаживать и растения. Возможно, что уже на этой пыльце, которую нашли на представителях Tillyardembia, есть специальные структуры, помогающие зацепиться за насекомое, но чтобы точно это определить, пыльцу ещё нужно тщательнее изучить.