Атака морских клонов

На морском лугу нашли траву размером с город

На морских лугах растут морские травы. Это не водоросли, а именно травы — то есть такие же растения, которые растут на земле: у них есть настоящие корни, они цветут, у них появляются плоды, только приспособились они жить целиком в солёной воде. В статье в Proceedings of the Royal Society B исследователи из Университета Западной Австралии и Университета Флиндерса описывают один такой луг в заливе Шарк (или в Акульей бухте). Необычно в этом луге то, что, будучи размером со средний город (площадью около 180 км2), он целиком занят одинаковыми клонами одной и той же морской травы.

Подводный луг у берегов Западной Австралии, занятый клонами гибридной морской травы. (Фото: Rachel Austin, University of Western Australia)

Как и многие другие растения, морские травы умеют размножаться бесполым вегетативным путём: от корней, тянущихся по дну, вырастают всё новые и новые побеги. Побеги генетически идентичны тому растению, от которого тянутся корни, то есть материнское растение клонирует само себя. Более того, если корни остаются неповреждёнными, все побеги образуют один огромный организм.

Вся трава, занимающая луг в Акульей бухте, происходит от одного предка. И весь луг можно было бы назвать даже одним организмом, если бы в нём не было участков, которые утратили связи с основным массивом растений — может быть, траву с корнями проредили какие-то местные животные, а может, часть её погибла из-за изменений в температуре воды, солёности и пр. Любопытно, что половина хромосом этой травы принадлежит посидонии южной, а другая половина — какому-то другому виду морской травы. То есть клоны представляют собой гибриды, которые, по-видимому, благодаря такому сложению хромосом стали особенно успешными в смысле выживания и вегетативного клонирования-размножения. Скорее всего, самый первый гибрид появился около 4 500 лет назад, и с тех пор не спеша расползался по дну залива.

На земле есть и другие организмы-клоны, распространившиеся на огромную территорию и живущие не одну тысячу лет. Так, мы писали про орегонский гриб из рода Опёнок: его грибница покрывает более 770 гектаров и существует уже больше восьми тысячелетий. А в штате Юта есть роща площадью 43 га — это на самом деле один и тот же тополь осинообразный, единый во многих деревьях, которые произросли от одних и тех же корней.