Антибиотики против коронавируса

Антибиотики защищают клетки от SARS-CoV-2

Частицы коронавируса SARS-CoV-2 на поверхности клетки. (Фото: NIAID / Flickr.com

Новый коронавирус SARS-CoV-2 проникает в клетку с помощью S-белка (или спайк-белка), который торчит в вирусной оболочке и взаимодействует с белами в клеточной мембране. Если блокировать работу S-белка, то вирус в клетку не попадёт. Исследователи из Университета Валенсии искали молекулы, которые могли бы заблокировать S-белок. Моделирование химических структур с помощью компьютера показало, что для этой цели могли бы подойти некоторые антибиотики группы макролидов – кларитромицин, азитромицин и лекситромицин. От теоретических методов перешли к экспериментам с клетками, и оказалось, что если эти антибиотики добавить к клеткам, в них будет меньше вирусной РНК, вирус будет хуже распространяться в клеточной культуре, а сами клетки будут реже погибать от вирусной инфекции. Всё говорит о том, что антибиотики-макролиды действительно мешают SARS-CoV-2 проникать в клетку. Результаты исследований опубликованы в Journal of Chemical Information and Modeling.

На всякий случай ещё раз подчеркнём, что антикоронавирусный эффект антибиотиков увидели пока только в экспериментах с клеточными культурами. Будут ли антибиотики эффективны против SARS-CoV-2 в клиническом смысле, то есть у реальных больных, пока неясно. Антибиотики, действующие против вирусов, выглядят странно – мы привыкли, что они на вирусы не действуют. Тем не менее, это не первый раз, когда мы слышим о противовирусном эффекте у некоторых антибиотиков: мы писали, что антибиотик неомицин стимулирует активность противовирусных генов в клетках, помогая бороться против гриппа. С другой стороны, известны примеры, когда антибиотики, наоборот, помогают вирусам заражать клетки.