Нелюбимые «альфы»

Овцы не любят альфа-баранов

Считается, что чем выше ты находишься в социальной иерархии, тем больше у тебя шансов оставить потомство. Поэтому самцы самых разных животных изо всех сил стараются победить всех остальных, чтобы получить звание альфы. Однако «альфам» не всегда везёт в любви. Исследователи из Автономного университета штата Морелос поставили эксперимент с домашними овцами. В разные концы загона сажали двух баранов из стада, одного доминантного, а второго – подчинённого, субординантного; в загон запускали овцу, готовую размножаться, и наблюдали, какого барана он предпочтёт. Выбирающих овец было семь, и каждая выбирала по несколько раз.

Овцы могли подойти и к тому, и к другому по очереди, но в статье в Applied Animal Behavior Science говорится, что овцы в целом чаще подходили к бета-самцу, и проводили с ним в три раза больше времени. Более того, альфа нередко вообще оставался без женского общества. Если же овца к нему всё-таки подходила, то с альфа она не только проводила меньше времени вообще, но и спариваться с ним старалась по-быстрому, тратя в этом случае на альфа-барана в два раза меньше времени, чем на бета.

Пренебрежение альфа-самцом можно объяснить с эволюционной точки зрения. «Альфы», разумеется, сильны и прекрасны, но если самки спариваются только с альфа-самцом, генетическое разнообразие потомства уменьшится. С тем же альфа-самцом будут спариваться и дочери этих самок, и дочери этих дочерей, и возникнет опасность инбридинга, то есть близкородственного скрещивания, которое чревато наследственными заболеваниями и вообще ухудшением генетики. Конечно, альфа-самцы стареют и сменяются другими, более свежими «альфами». Но пока главный самец остаётся тем же самым, генетическое разнообразие можно держать на должном уровне с помощью бета-самцов.

Дополнительное объяснение состоит в том, что альфа-самцы и с самками обращаются, как с подчинёнными самцами. Они настолько привыкли жить в состоянии постоянной борьбы за статус, что их поведение становится невыносимым ни для кого. Мы как-то писали, что самки сверчков тоже предпочитают бета-самцов, потому что альфа начинают самок бить и кусать. Так зачем самке лишний стресс от альфа, когда рядом есть более обходительные бета?

Неприятности у альфа-самцов не ограничиваются только любовным фронтом. Например, у некоторых рыб, которые живут группами со строгой иерархией, альфа-индивидуумов все бояться, но когда речь идёт о том, чтобы организовать поведение группы ради какой-то цели, то группа предпочитает прислушиваться к субординантным особям.