Полезная радиация

Радиация продлевает жизнь

(Иллюстрация: vencav / Depositphotos

Радиоактивное излучение повреждает ДНК, а повреждения в ДНК могут запустить онкологические и другие заболевания. Потому любые, даже самые маленькие дозы радиации считаются опасными. Однако исследователи из Университета Бен-Гуриона и Ядерного исследовательского центра в Димоне в своей статье в Biogerontology утверждают, что небольшие дозы радиации могут быть полезны. Авторы работы анализировали статистику онкозаболеваний в США, сопоставляя её с фоновым уровнем радиоактивного излучения. Фоновая радиация складывается из космической радиации и излучения от земных источников (которые могут быть как естественными, так и искусственными). Фоновая радиация в основном есть везде, но где-то её уровень выше, а где-то ниже. До сих пор считалось, что она не должна превышать 100 миллибэр в год — если она будет больше, организм начнёт страдать. Но оказалось, что те, кто получает фоновую радиацию в количестве от 100 до 180 миллибэр в год, живут в среднем на 2,5 года дольше, чем те, кто получает не больше 100 миллибэр в год. При сравнительно высокой фоновой радиации уменьшается вероятность рака лёгких, поджелудочной железы, некоторых кишечных опухолей; у мужчин дополнительно уменьшается вероятность рака мозга и мочевого пузыря.

На самом деле, полезные свойства небольших доз радиации не такая уж новость. Ещё в 40-е годы XX века появилось понятие гормезиса — так стали называть явление, когда любой умеренный стресс стимулирует жизнедеятельность. Радиационный гормезис обсуждают с 80-х годов, однако до сих пор есть определённые сомнения, что он работает у людей. Возможно, новые данные помогут понять, как именно малые дозы радиации помогают людям и помогают ли вообще.