Тираннозавры-марафонцы

Тираннозавры бегали не спеша

Одни из самых успешных динозавров были тероподы, к которым относятся, например, велоцирапторы, небезызвестные тираннозавры и современные птицы. Одна из причин их успеха была в их двуногости – в том смысле, что бегали они на двух задних ногах, которые у них были особенно длинными, а передние могли использовать как-то ещё (например, постепенно превращать их в крылья). Большинство теропод были хищными, так что кажется вполне естественным, что на двух ногах они должны были бегать очень быстро, чтобы поймать добычу.

Однако авторы недавней статьи в PLOS One полагают, что спринт бегали только небольшие из двуногих динозавров, а крупные были, скорее, марафонцами, то есть могли бегать медленно, но зато долго. Исследователи сравнили строение задних, осанку и массу тела ног у 93 видов разновеликих динозавров-теропод. Оказалось, что только сравнительно небольшим динозаврам, массой до 1 тонны, длинные ноги помогали бегать быстрее. Более крупные виды (как, например, Tyrannosaurus rex, весивший более 9 т.) использовали ноги для неторопливого бега или для неспешного обхода территории. Ходить им действительно приходилось много, иначе себя было не прокормить. А вот быстрый бег оказывался для них слишком энергозатратным и неэкономичным.

Небольшие динозавры-тероподы могли позволить себе быстро бежать за добычей, кроме того, большая скорость бега помогала им скрыться от более крупного хищника. Тираннозавры же делали ставку на то, что они могут долго ходить и бегать, пусть и медленно, и что их раненая добыча выдохнется быстрее, чем сам тираннозавр. Кроме того, устройство ног тираннозавров позволяло им совершать стремительные пируэты, чтобы схватить уворачивающуюся и маневрирующую добычу.