Лицо солдата

Наполеоновскому солдату из Калининграда сделали лицо

(Иллюстрация: International Journal of Osteoarchaeology, 2018)

Летом 2006 года российские археологи раскопали могилы наполеоновских солдат, которые погибли при отступлении Великой армии из России в 1812 году и были похоронены в Калининграде, который тогда назывался Кенигсберг. Для одного из солдат решили восстановить внешний облик, что благодаря современным антропологическим методам вполне удалось. В статье в International Journal of Osteoarchaeology исследователи из Института археологии РАН, Московского государственного университета и Университета Бордо описывают достаточно молодого человека, 24–27 лет, который получил тяжёлое ранение саблей по голове. Тем не менее, солдат прожил ещё какое-то время, от 2 недель до трёх месяцев (на костях заметны следы заживления), и умер, так сказать, по совокупности обстоятельств – как известно, отступление наполеоновской армии было очень и очень непростым, солдаты гибли от сильного холода, голода и болезней. Генетических исследований в данном случае не проводили, так что такие детали, как цвет волос и глаз, выбрали произвольно; однако черты лица, скорее всего, были именно такие.