Светящийся череп

Череп хамелеонов флуоресцирует сквозь кожу

Пантерный хамелеон со светящимся голубым черепом. (Фото: David Prötzel; ZSM / LMU.)

Исследователи из Зоологической государственной коллекции Мюнхена и Мюнхенского университета внезапно обнаружили, что хамелеоны флуоресцируют в ультрафиолете: в УФ-лучах головы рептилий светились ярко-голубым светом. Более того, во флуоресценции был определенный узор, который, как говорится в статье в Scientific Reports, повторял неровности на хамелеоньих черепах. Кожа на бугорках и выступах костей у хамелеонов очень тонкая и прозрачная, и она никак не мешает ультрафиолету проникать к черепу и вызывать ответную флуоресценцию.

Известно, что кости вообще светятся в УФ-лучах, но у хамелеонов они видимо, светятся не просто так: флуоресцентные узоры отличаются у разных видов хамелеонов, и у самцов эти узоры обычно побогаче, чем у самок. Возможно, флуоресцентные узоры помогают хамелеонам общаться друг с другом и отличать своих от чужих тем более что ярко-голубой цвет вообще легко заметить в лесу; впрочем, это предположение нуждается в экспериментальной проверке.