Дети и питомцы

Домашние животные не влияют на здоровье детей

Часто можно услышать, что от домашних животных детям только польза, что с кошкой или собакой в доме ребенок вырастет более здоровым, как в физическом, так и в психологическом смысле. Однако, по мнению авторов недавней статьи в журнале Anthrozoos, детям на самом деле от домашних животных ни холодно, ни жарко. Исследователи сравнили состояние детей из нескольких тысяч семей, с домашними питомцами и без. Поначалу казалось, что от животных на самом деле есть какие-то плюсы: в семьях, в которых жили кошки или собаки, дети были в целом в лучшей физической форме, более активны, более послушны, они лучше учились и вообще доставляли своим родителям меньше беспокойства. Однако потом оказалось, что все различия между детьми с питомцами и детьми без питомцев следует отнести на счет других факторов, и, например, разница в семейных доходах гораздо лучше объясняет, почему в одной семье ребенок более здоровый, а в другой – менее, так же как успехи или неуспехи в учебе проще соотнести с тем, насколько быстро и насколько хорошо ребенок в свое время научился говорить.

Отсюда вовсе не следует, что дети равнодушны к животным, нет, они могут с ними играть, могут к ним привязываться, могут даже любить их больше, чем собственных братьев и сестер. Но все эти игры и привязанности либо вообще не сказываются на состоянии ребенка, либо же их влияние очень мало и не заметно на фоне более серьёзных психофизиологических и социоэкономических факторов. Более ранние работы на эту тему опирались на не очень большую статистику, и потому указывали на якобы существующую связь между питомцами и здоровьем детей – то есть имел место ложноположительный результат. Впрочем, как говорят сами авторы нового исследования, чтобы окончательно удостовериться в том, что никакой связи тут нет, нужно достаточно долго, в течение 10–15 лет, понаблюдать за семьями, у которых либо есть домашние животные, либо нет.